Фото: REUTERS/Francois Lenoir
Настроение европейских рынков сегодня можно суммировать одной фразой – «Берлускони рано или поздно уйдет, и все будет хорошо». Но так ли это? Сможет ли уход премьера радикально изменить ситуацию в итальянской экономике? Здесь важны не политические перипетии, а фундаментальные экономические показатели. Если экономика фундаментально сильная – она в состоянии выдержать и политические дрязги, и жесточайшие распродажи гособлигаций, и спекулятивные атаки, и снижения кредитных рейтингов, ну а если слабая – то не факт. Знаток итальянской экономики профессор университета в Болонье Паоло Манассе считает, что возможный уход Берлускони может вернуть рынкам доверие к итальянской политике. Но вот слабые фундаментальные экономические показатели от этого не станут сильнее. «Доверие – это еще далеко не все», – считает Манассе. На одном доверии к политикам далеко не уедешь при плохих макроэкономических показателях. А они и впрямь плохие – рассмотрим их подробнее на графике внизу.
Основные макроэкономические показатели Италии
Источник: расчеты Паоло Манассе
На графике мы видим средний процент по итальянскому госдолгу (красная линия), отношение процентных выплат к ВВП (синяя линия), первичный (то есть без учета процентных платежей по госдолгу) баланс бюджета в %ВВП (фиолетовая линия) и отношение госдолга к ВВП (зеленая линия, правая шкала). Все это начиная с 1996 до 2011. Как видим, полтора десятилетия назад исчезновение курсовых рисков и последующее введение евро позволили Италии снизить стоимость заимствований с 10% до 4%, в итоге расходы на процентные выплаты по госдолгу упали с 12% до 4% ВВП, что привело к значительному улучшению бюджетных показателей и снижению госдолга к ВВП. Но идиллия продолжалась лишь до 2004 года. Изначально профицитный первичный баланс бюджета постоянно ухудшался. В 2005–2006 годах, что совпало с третьим правительством Берлускони, отношение госдолга к ВВП вновь стало стремительно расти. В 2008–2011 годах, во время кризиса и четвертого правительства Берлускони, госдолг к ВВП вернулся к уровню 1996 года, в то время как первичный баланс бюджета скатился в отрицательную зону (потом появился небольшой профицит). Пятнадцать лет прогресса в управлении итальянским госдолгом оказались потрачены впустую. Добавим к этому хилые темпы роста ВВП Италии в последние пару десятилетий и утрату конкурентоспособности экономики. Так что удивительно не то, что доходность по гособлигациям Италии растет (в дальнейшем это крайне негативно отразится на стоимости обслуживания госдолга). Удивительно то, что, по словам Манассе, «она выросла столь мало и столь поздно, несмотря на сильнейшее ухудшение фундаментальных показателей». Кто бы ни пришел на смену Берлускони, который, конечно, во многом ответственен за сложившуюся ситуацию, нового кризиса в еврозоне все равно не миновать.