Функциональность. Органичность. Экологичность. Это не перечень основных требований к современному дизайну, а принципы финского дизайнера Алвара Аалто. В Дни финского дизайна в Москве российский художник и преподаватель Виктор Дембовский, читающий курс дизайна интерьера, рассказал об Алваре Аалто и его новаторских методах. Slon приводит сокращенный вариант лекции.

Имя Алвара Аалто (1898–1976) связано не только с новаторством в дизайне, но и с рождением национальной самобытности финнов. Финляндия – маленькая страна, которая долгое время даже не была государством, переходила от Швеции к Российской империи, и сами финны не могли понять, кто они больше – шведы или русские. Только после революции 1917 года Финляндия получила независимость. Вплоть до XX века общей культуры там по сути не было, кроме, конечно, деревенского фольклора и обычаев. Поэтому, можно сказать, в Финляндии искусство и культура начались с модерна. Алвар Аалто создал целое направление, предложив альтернативу стандартизации и техноцентричности.

Бренд «Алвар Аалто» на самом деле – это сам Алвар Аалто и его жена Айно Марсио, также дизайнер и архитектор. Ее вклад особенно важен во всем, что касается предметного дизайна и дизайна интерьеров, и Аалто никогда не скрывал этого. Работы он подписывал «Айно и Алвар Аалто».

Так получилось, что Аалто участвовал в русской революции (воевал на стороне белых), но в творчестве ему парадоксальным образом было все равно, для кого создавать архитектурные сооружения или интерьеры: для правых, левых, ультраправых, ультралевых. Главное, чего он хотел, – это работать с архитектурой и иметь возможность придумывать новое. Алвар Аалто никогда не пренебрегал заказами, и работы у него постоянно было много, что позволило ему оставить значительное архитектурно-дизайнерское наследие.

Аалто – яркий представитель функционализма, тем не менее он никогда не работал с чистой функцией, главным для него было ощущение комфорта в создаваемой среде. Очень показательно, что Алвар Аалто делил здания на «человечные» и «бесчеловечные». Если естественное или искусственное освещение причиняет нам неудобство, то это здание бесчеловечно. Исходя из того же принципа человечности Аалто использовал чистые формы, минимум деталей и обращал внимание на любую мелочь – даже оттенок потолка имел значение. Похожей идеей архитектор руководствовался и в отношении природы: здание не должно «резать» ландшафт. Аалто считал, что всегда можно найти альтернативу и вписать постройку в окружающий пейзаж без ущерба для него. Единство архитектурных форм и ландшафта – ведущий принцип подхода Аалто.

Еще одно базовое положение: Аалто никогда ничего не делал просто для красоты. Ни одна деталь не могла быть случайной, все обуславливала конкретная функция или потребность человека. Более того, архитектор использовал материалы, которые не просто хорошо смотрелись, но и были приятными на ощупь.

Санаторий в Паймио

Среди крупнейших работ Алвара Аалто есть несколько больниц и домов отдыха, которые он сам называл «инструментами для выздоровления». Самый известный – санаторий в Паймио, на юго-западе Финляндии. В основе проекта – четкое разделение помещений для пациентов и персонала. Обычно врачи, сестры, сиделки, администрация делили пространство с больными, здесь же они получили собственный корпус. Разделялись также непосредственно больничный и гостевой корпуса. На первом этаже гостевого корпуса организовали общее пространство, наверху – отдельные комнаты для пациентов. Все здания соединялись переходами.

Корпуса расположены относительно сторон света особым образом: окна палат обращены на юго-восток, а общественное помещение, где также находится солярий, – смотрит окнами на юг, чтобы было больше солнца. Во всех постойках южная сторона расположена выше северной, таким образом солнечный свет свободно проходит через здание насквозь. Лечебный корпус санатория максимально открыт воздуху и солнцу. Искусственное освещение также комфортно: светильники расположены вне поля зрения человека, а потолки немного темнее стен, чтобы не раздражать глаз. Эти приемы дали мягкий, рассеянный свет. Отопление осуществляется особым образом: тепло идет через потолки, чтобы больные не подвергались непосредственному тепловому воздействию.

Все в санатории приспособлено к долговременному комфортному нахождению там. Поэтому он стал образцом для многих больниц во всем мире.

Дом-студия Аалто в пригороде Хельсинки

В 1935 году Алвар и Айно Аалто приобрели участок земли в пригороде Хельсинки и вместе спроектировали новый дом, одновременно выполнявший функции студии и жилища. Но эти два пространства были четко разграничены – под них отвели места в разных частях здания. Для работы предназначалась башня из белого кирпича с угловыми окнами, а жилую часть отделали темным деревом и натуральным камнем.

Здесь Аалто использовал любимый материал – дерево – не только в интерьере, но и в экстерьере. А ведь до того с деревом не работал ни один модернист: архитекторы нового типа только-только начали плотно заниматься металлом, создавали из него мебель. Аалто же перешел к следующему этапу, став новатором среди новаторов. Между тем дерево – прекрасный материал, ведь оно теплое, у него приятная фактура, гораздо приятнее обычной штукатурки. При помощи дерева Аалто воплотил принцип взаимопроникновения экстерьера и интерьера: например, внутри – деревянный подоконник, в который встроены продолговатые горшки с растениями, а снаружи – деревянная стена и плющ. 

Библиотека в Выборге

Это единственное произведение Аалто на территории России. Сейчас библиотека в ужасном состоянии, но финское Общество Алвара Аалто собирает деньги на ее реконструкцию (Библиотека восстановлена в первоначальном виде в сентябре 2013 года. – Slon).

Здание сконструировано таким образом, что стены отражают свет, идущий из окон, а для искусственного освещения используются воронкообразные фонари верхнего света – расчет Аалто был так точен, что ему удалось добиться отсутствия теней. Система бестеневого освещения была разработана самим Аалто и внедрялась во всех спроектированных им библиотеках. Свет делит помещение на зоны абонемента, каталога, читального зала, изолированные от городского шума. Не забыл Аалто и о той самой бабушке, которая все время говорит: «Тихо! Соблюдайте тишину!» Он сделал для нее удобное место: бабушка восседает на возвышении, и с ее поста любой уголок библиотеки просматривается.

Помимо читального зала в библиотеке есть помещение для конференций, лекций, кружков. В то время работали только с бетоном, и прямая линия была основой архитектуры, Аалто же использовал кривую – волну, волнообразный поток. Здесь очень точно просчитана акустика – в зале не получится говорить тихо, в другом конце все будет слышно.

Вилла Майреа

Виллу Майреа Аалто построил для друзей – семьи богатых промышленников Гуллихсенов. Здесь архитектор соединил функциональное и эмоциональное, максимально эффективно применил национальную традицию, убрав из нее лишнее. В оформлении экстерьера использовались традиционные для Аалто материалы – древесина, камень, бетон, сталь. Дерево живет и в интерьере, и в экстерьере, потолок гостиной подшит сосновыми рейками, колонна из стальной трубы отделана берестой. Гостиная разделена на отдельные части в соответствии с их предназначением, но при этом остается единым пространством. Мебель для дома также проектировала чета Аалто.

Вилла Майреа великолепна в своей модернистской простоте, она в корне изменила представления о жилье богатого среднего класса. Аалто сознательно искал альтернативу принятой тогда стилистике и вместо прямолинейности роскоши предложил гармонию дома и окружающего лесного пейзажа.

Экспериментальный дом-студия Аалто в Мууратсало

Этот дом был построен как летняя резиденция. Здесь Аалто никак не был ограничен в воплощении своих архитектурных принципов, поэтому смог раскрыться максимально: при строительстве дома он экспериментировал с материалами, строительными технологиями, формами и пропорциями. На собственном опыте Аалто испытывал возможности беcфундаментного строительства, пробовал отапливать дом при помощи солнечной энергии.

Различают два периода творчества архитектора: довоенный «белый» – фасады в основном из светлых оштукатуренных стен, и послевоенный «красный» – кирпичный период, на который как раз пришлась постройка экспериментальной дачи. Работая над домом, Аалто использовал более 50 (!) видов кирпича самых разных форм и размеров, в том числе и в качестве декоративного элемента в отделке. Как и в своем доме-студии в пригороде Хельсинки, Аалто разделил пространство на жилую и рабочую зоны. В мастерской он занимался тем, что придумывал типы кирпича и разные способы его кладки.

Дом стоит на склоне горы. Он небольшой – три спальни, гостевой домик и баня, отапливаемая по-черному. Пространство организовано вокруг небольшого внутреннего дворика, где есть место для костра и прочих удовольствий на природе. Подобные дворы Аалто нередко использовал в других проектах.

Заводы, заводские поселки, города и поселения

Кроме частных и общественных зданий Аалто создавал проекты крупных промышленных объектов и целых индустриальных комплексов. Он построил несколько лесопильных заводов и заводов по производству целлюлозы – и даже их сумел превратить в произведения искусства. Также Аалто брался за проекты планировки городов и поселений – например, для завода в Суниле он построил и поселок. Как и в других проектах, здесь присутствует четкое разделение жилой и промышленной зон, гармонично вписанных в окружающую среду. Заводской поселок Сунила стал в каком-то смысле образцом для архитекторов будущего, а комплекс целлюлозного комбината считается одним из самых красивых в мире заводов.

Дизайн мебели и аксессуаров

Для своих архитектурных проектов Аалто нередко создавал мебель по собственным чертежам, она органично вписывалась в архитектуру, даже становилась ее частью. Впервые он начал проектировать мебель в период постройки санатория в Паймио, тогда и было придумано «кресло Паймио». В 1933 году на Международной выставке в Лондоне оно произвело настоящий фурор: состояло кресло из гнутых фанерных плоскостей, а сиденье и спинка были созданы из единого элемента. Для этого Аалто разработал новые технологии обработки и ламинирования фанеры – поэтому кресло вышло недорогим и комфортным, а также очень современным. Подобная методика позволила изготавливать множество различных вариантов мебели. После успеха кресла в 1935 году Алвар и Айно Аалто создали фирму Artek, процветающую по сей день. Ее объекты давно стали привычной частью современных интерьеров.

Одним из самых знаменитых произведений Аалто оказался… простой и практичный табурет. Сейчас подобный можно купить в IKEA, но тогда преобладали буржуазные вкусы, поэтому аскетичность модели смотрелась новаторски. Табурет обрел популярность в том числе благодаря невысокой цене и удобству хранения – особенно в общественных учреждениях, где иногда нужно много сидячих мест, а иногда – свободное пространство.

Еще одно знаменитое произведение Аалто – ваза Savoy. Как и кресло с табуретом, она до сих пор популярна и выпускается в больших объемах. Любимая волнообразность Аалто создала главное удобство вазы. Возможности ее использования широки: это и собственно ваза, и цветочный горшок, и аквариум, и емкость для хранения домашних мелочей.

Алвар Аалто не только создал особенный финский стиль, но и сумел предугадать требования дизайна будущего – ведь основные тенденции современного дизайна (уже не только скандинавского) вытекают из его принципов: функциональности, органичности, экологичности, а также комфорта без ущерба природе. Он успешно внедрял простоту и функциональность – как в архитектуру, так и в дизайн интерьеров.