В начале июня по приглашению Международного Мемориала в Москву приехал португальский политолог и социолог, профессор Института социальных исследований в Университете Лиссабона Антониу Кошта Пинту. Специалист по диктатуре Салазара в Португалии, Кошта Пинту – автор нескольких монографий о диктатурах, демократии и авторитаризме. В Москве Антониу Кошта Пинту выступил с докладом «Жертвы Салазара. Отношение к жертвам и палачам в демократической Португалии», после чего Slon задал социологу несколько вопросов о природе салазаризма и параллелях, которые можно провести между его режимом и сегодняшней политической системой России.
– Салазаризм во многом был личной диктатурой. Почему же ни 1968 году, когда Салазар утратил дееспособность, ни в 1970-м, когда он умер, режим не пал, почему пережил диктатора?
– То, что режим продержался еще несколько лет после ухода Салазара со сцены и даже после его смерти, связано с войной за независимость колоний. Внутри политической элиты не было консенсуса относительно того, как следует поступить: сохранить Гвинею-Бисау, Анголу, Мозамбик в качестве колоний или же дать им свободу. И то, что в 1974 году режиму все-таки пришел конец, тоже связано с колониальной войной, – это был единственный способ остановить ее.
– В нашей стране любят тему особого пути России, а одной из главных идей «Нового государства» Салазара было, что Португалия не Европа, а специфическая, отдельная морская цивилизация, империя. Пришлось ли стране пережить постимперский синдром после того, как колонии получили свободу?
В сегодняшнем мире, где диктатуры уже не могут быть признаны легитимными, что, впрочем, совершенно не мешает их существованию, многие режимы пользуются идеей инаковости, находя «особые» прилагательные и декларируя особый путь. |
Есть несколько интересных моментов: первый заключается в том, что в таких обществах все же существует плюрализм, проходят выборы, они могут не быть свободными, но институт как таковой есть. Какая-никакая, но существует свобода слова, свобода собраний. Да, это не настоящие демократии, но в них работают все якобы демократические институты, потому что сегодня у режимов нет выбора – чтобы быть частью современной политической системы, хотя бы формально им приходится становиться демократиями. Иного не дано.
Конечно, режим опирался на идею особого пути, и главное тут – понять, что португальский колониализм также не совсем традиционен. Португалия не была жестко доминирующей в Африке силой, у нее существовали собственные способы коммуникации с африканскими владениями. Сегодня – и какое-то время это представляло собой серьезную проблему – еще жива ностальгия по колониальному прошлому. Португалии пришлось довольно быстро из огромной империи превратиться в маленькое национальное государство, чья роль на международной арене куда скромнее, чем прежде. Должен сказать, что успех Португалии в этой новой роли, роли небольшой европейской демократии, определила евроинтеграция.
– А в какой момент после падения диктатуры португальцы почувствовали, что теперь они часть Европы?
– Это очень интересно. Если посмотреть на Португалию в двадцатом веке, то это вроде бы скромное по территории государство с громким имперским прошлым и сохранявшимися колониями в Африке и Латинской Америке долгое время оставалось в стороне от главных европейских событий. Страна участвовала в Первой мировой войне, но в основном как раз из-за африканских колоний, во время Второй мировой хранила нейтралитет. С другой стороны, связи с той же Африкой и Латинской Америкой оставались очень тесными. До сих пор можно говорить о существовании некоей воображаемой общности португалоговорящих, португальцы интересуются происходящим на территории бывших колоний, в Анголе, Мозамбике, даже в каком-нибудь Восточном Тиморе, расположенном на другом краю земли. Но демократизация 1974 года, когда Португалия порвала с колониальным прошлым, дала португальцам новое самоощущение – теперь они почувствовали себя небольшим европейским народом, страной, которая, несмотря на многовековые связи с бывшими колониями, принадлежит к Европе и живет одной жизнью с другими европейскими государствами. Так что можно говорить о конкретной дате – Португалия почувствовала себя Европой в 1974 году. Единственный путь консолидации нового демократического общества заключался в том, чтобы стать частью Европы, членом клуба более развитых стран.
– Сегодня в Португалии разрешены однополые браки, вообще законодательство нам отсюда кажется очень либеральным. С одной стороны, это закономерный результат консерватизма Салазара, маятник качнулся в противоположную сторону. С другой – отражает ли это настроения большинства португальцев? Или это вынужденная мера, потому что таковы требования ЕС?
Да, в Португалии весьма прогрессивное законодательство в части прав человека, но я сомневаюсь, что население в массе своей поддерживает некоторые его составляющие. |
Однако нельзя сказать, что португальцы очень уж возражают, острых противоречий нет.
Были, кстати, и структурные факторы, способствовавшие европеизации. Один из них – эмиграция. В период диктатуры португальцы массово покидали страну, и уезжали они отнюдь не в колонии, а во Францию, тогдашнюю Западную Германию, Бельгию, в европейские, в общем, страны. К 1969 году в Париже и его пригородах жил миллион выходцев из Португалии.
– В 2007 году в телевизионном голосовании Салазар был избран «самым великим португальцем в истории». Получается, что в сегодняшней Португалии у него много поклонников? Что это за люди с социальной точки зрения и по чему конкретно в его режиме они тоскуют?
– Такие телевизионные состязания тогда проходили в Европе повсюду, и суть их заключалась в том, чтобы избрать десять ключевых исторических фигур каждой страны. Но это не барометр отношения к ним народа, потому что все-таки здесь мы говорим о шоу, игре; был бы азарт, можно всегда найти тех, кому нечего делать, и они будут сидеть и голосовать по сто раз в день. А, например, в Германии Гитлер в соревновании не участвовал – отдельные страны исключили диктаторов из числа кандидатов. Но вот в Португалии ситуация такая: люди, как и везде сегодня, довольно плохо знают историю. Помнят, например, Генриха Мореплавателя, вообще персонажи из той эпохи еще хоть как-то известны. А Салазар – чуть ли не единственная крупная фигура двадцатого века, положительный он герой или отрицательный, значения не имеет, просто его правление длилось более сорока лет. Согласно результатам наших исследований, примерно 70% португальцев относятся к Салазару резко негативно. Причем эта цифра достаточно стабильна.
Но в определенных социальных группах, особенно это касается пожилых людей, существует представление о том, что Салазар в каком-то смысле охранял Португалию от пороков современного мира. |
И все же большинство его не жалует, и не только потому, что он был диктатором: связь с традиционализмом не играет ему на руку в глазах португальцев, чьи взгляды устремлены в будущее.
– В России сейчас модно находить плюсы в осужденных однажды режимах, обращать внимание на так называемые положительные стороны. Поэтому модный вопрос: возможно, на каком-то этапе режим Салазара был хотя бы относительным благом для Португалии?
– Как гражданин я не могу сказать, что были положительные стороны. Но, с другой стороны, когда сегодня мы обсуждаем проблемы, скажем, мировой экономический кризис, ситуацию, в которой Ирландии, Португалии, той же Греции требуется серьезная помощь извне, коллеги иногда приводят такой аргумент: а вот Салазар решил экономическую проблему, дал стране жизнеспособную экономику. Что еще ставят ему в заслугу? Часть португальцев считает, что нейтралитет во время Второй мировой тоже продукт доброй воли диктатора, что, конечно, не имеет отношения к реальности. Португалия не принимала участия в войне только потому, что в 1940 году Гитлер принял решение не вторгаться на Пиренейский полуостров, вот и все, поэтому и Испания, и Португалия не разделили судьбу других государств Европы. Так что ни как гражданин, ни как социолог я не могу найти никаких плюсов авторитаризма в Португалии. Одно из самых ужасных последствий режима заключается в том, что во имя идеи национальной исключительности Португалии в течение двадцати лет велась кровавая колониальная война, гибли люди, а страна теряла годы и годы, которые могли бы быть использованы для модернизации. В диктатуре нет ничего хорошего, как вообще, так и в случае Португалии.
– От прочих не слишком интеллектуальных диктаторов Южной Европы Салазара отличало то, что он был университетским профессором. Высокий уровень его интеллекта как-то сказывался на качестве режима?
Диктатура Салазара обладала чрезвычайно высокой способностью к адаптации. Умный он был человек, поэтому, скажем, после 1945 года научился прекрасным образом создавать демократическую ширму. |
Находясь по ту сторону холодной войны, под защитой США, Португалия не могла позволить себе напрямую отрицать демократические принципы. Так что при Салазаре формально проводились выборы, причем оппозиции позволяли в них участвовать, а затем не признавать результаты. Это Салазару никак не мешало, а на международной арене позволяло выглядеть не слишком плохо. Второе – пресса, где многие оппозиционеры публиковались. Конечно, существовала цензура, но не стопроцентная – она тянула процентов на 70–80 примерно. Салазар был прагматиком и понимал, где лучше уступить, а где быть тверже. Третье – элита была действительно элитой, в полном смысле этого слова. Примерно 60% министров также были университетскими профессорами, людьми высокообразованными, пусть даже консерваторами и сторонниками авторитаризма. А побочным эффектом интеллектуальности Салазара оказалось его детально продуманное представление, и представление ошибочное, о том, что для сугубого выживания Португалии необходимо сохранить колонии. Вот здесь как раз и начались проблемы, потому что до колониальной войны Салазару прекрасно удавалось приспособить режим ко всем вызовам времени.
– В докладе вы говорили о двух составляющих правосудия переходного периода: преследовании причастных к его преступлениям и восстановлении в правах жертв, компенсации причиненного им вреда. А как вы относитесь к люстрации? Была ли она в Португалии в каком-нибудь виде?
– Мы задавали людям вопрос: стоило ли судить офицеров политической полиции (PIDE, Polícia internacional e de Defesa do Estado. – Slon), и примерно 70% респондентов отвечали положительно. Однако после поворота к демократии в 1974–1975 годах в Португалии практически все представители авторитаристской элиты понесли наказание, тех, кто не попал под суд, вынудили уехать из страны. Примерно 400 офицеров политической полиции оказались на скамье подсудимых и получили в среднем по три года заключения – очень мягкое наказание. Почему так? Дело в том, что деятельность PIDE играла очень важную роль в колониальной войне, а военные, в свою очередь, играли определяющую роль в демократизации. Поэтому в отношении PIDE проявили гибкость: их, конечно, использовали против оппозиции, но без них военные просто не смогли бы обойтись.
Люстрация, хоть и небольшая, все-таки была – в 1974–1975 годах, она коснулась 20 тысяч высоких чинов режима Салазара. Были также и гражданские инициативы, такие как «Черная книга» салазаризма, разоблачающая, к примеру, сотрудничество промышленной элиты с режимом в целях подавления рабочего движения или противодействия оппозиции, а также случаи коррупции. Но важно понимать, что это не было идеологически окрашено, нет, в «Черной книге» просто опубликовали документы эпохи, записи, сделали их доступными для общественности. Кроме того, проводились выставки и прочие мероприятия, посвященные эпохе диктатуры. Но все это прошло и закончилось в течение первых 4–5 лет после падение режима. Как только в стране утвердилась демократия, как и другие нации, португальцы продемонстрировали куда больший интерес к будущему, нежели к прошлому. Они не очень-то им теперь заняты. И это нормально. Но есть еще один аспект, который мы часто игнорируем: как и во Франции или Италии после Второй мировой войны, в Португалии представители новых демократических институтов, парламента и партий в частности, выступили с осуждением прошлого – это имеет огромное значение, потому что таким образом обществу задаются новые координаты, определяются ценности.
– Похожа ли сегодняшняя Россия на салазаровскую Португалию?
В Португалии в последний период правления Салазара говорили: Фатима (католическая святыня, место явления Божьей Матери трем крестьянским детям) и футбол. Вот базовые ценности общества. |
А мир совершенно готов к тому, чтобы оставаться в стороне, не вмешиваться, особенно если речь идет о сильных государствах, как Россия или Китай. Поэтому у них нет проблем с тем, чтобы выживать.