Фото: REUTERS/David Lewis

Еще одно детище европейского колониализма в Африке доказало свою полную несостоятельность. В том, что происходит сейчас в Мали, разобраться почти невозможно. Захватившая власть военная хунта зачитывает новую конституцию, свергнутый президент из секретного укрытия призывает к восстановлению демократии, а международное сообщество требует от страны прекратить анархию под угрозой введения санкций. 

Путч в Мали начался под предлогом того, что власти недостаточно заботятся о нуждах военных и не могут справиться с восстанием туарегов, которое началось еще 17 января и охватило уже половину страны. С кочующей по Сахаре народностью туарегов в свое время мучились еще французы. Колонизаторы смогли замирить их только в 1923 г., и то лишь формально. Туареги продолжали нападать на представителей французской администрации вплоть до предоставления региону независимости на рубеже 1960-х гг.

Уходя из Северной Африки, французы оставили там несколько искусственно созданных государств (в том числе и Мали), прочертив их границы по линейке, не интересуясь пожеланиями живущих там народов. Населенную туарегами территорию, которую сами они называют «Азавад», разделили между несколькими странами: Алжиром, Буркина-Фасо, Ливией, Мали и Нигером. 

Разумеется, туареги не смирились с разделом их родины между государствами, в которых они оказались людьми второго сорта. Арабы и негроидные племена стали вымещать на них исторические обиды за былые времена, в том числе за прежние налеты и захваты рабов. 

Не последнюю роль в отчуждении туарегов от остальных народностей региона сыграл их образ жизни и традиции. Женщины в туарегской общине пользовались недоступной по меркам тех же арабов свободой. К примеру, нередко всей общине приходится гадать, кто отец ребенка той или иной девушки. У туарегов женщины часто сами могут выбирать партнера, в том числе и для добрачных половых отношений.

Особо сильный всплеск активности туарегов-сепаратистов пришелся на 1990–1995 гг. Эти события получили название «Первое восстание туарегов». Закончилось оно после того, как власти Мали и Нигера согласились включить их в состав силовых структур и пообещали справедливое перераспределение бюджетных денег.

Но далеко не все обещания были выполнены, и в 2007 г. началось «Второе восстание туарегов». Как и во время первого, не обошлось без происков Каддафи. Он не только противопоставлял туарегов оппозиции у себя в Ливии, но и использовал эту народность для создания зоны влияния в соседних странах. Полковник привлекал туарегов на службу и, по сути, спас их во время катастрофической засухи 1973 г., поэтому имел на них сильное влияние. Неслучайно Каддафи постоянно содействовал соседям на переговорах с повстанцами. 

Еще до победы ливийской революции местные исламисты под предлогом борьбы с «наемниками Каддафи» осуществляли геноцид туарегов. Этнические чистки достигли таких масштабов, что удостоились специального осуждения от генсека ООН Пан Ги Муна. В результате, начиная с августа 2011 г. тысячи туарегов устремились в соседние страны, особенно в Мали, где они были традиционно сильны. Нередко это были не просто беженцы, а опытные и хорошо вооруженные бойцы. Да и вообще? среди воинственных наций мира туареги занимают одно из самых почетных мест.

Сегодняшнее туарегское восстание в Мали – четвертое по счету с момента обретения этой страной независимости в 1960 г. Справиться с ним будет гораздо труднее, чем со всеми предыдущими выступлениями. Хотя утешиться можно тем, что среди туарегов совсем немного поклонников радикального ислама, и с «Аль-Каидой» в Магрибе они находятся в очень неприязненных отношениях вплоть до прямых вооруженных столкновений. 

Нынешнее восстание угрожает не только Мали, но и всем остальным государствам их проживания – общая численность туарегов и родственных им племен доходит до 5,5 млн человек. Можно предсказать с большой долей вероятности, что следующим после Мали станет Нигер. 

На Западе борьба туарегов вызывает немало симпатий. Во главе их освободительного движения NMLA стоят вполне рукопожатные для Запада люди, например, интеллектуал Билал Ашери. Еще более показательно существование у туарегов особого поста специалиста по «правам человека». И? наконец, за социальный блок отвечает Амината Валет Биби, одновременно возглавляющая «Ассоциацию женщин Азавада». То есть вожди туарегов ясно дают Западу увидеть то, что он хочет: демократическое движение, которое возглавляют либералы, правозащитники и даже женщины. 

К тому же, туарегские лидеры еще до начала восстания посещали западные столицы, обещая, что их «широкая автономия» избавит регион от влияния «Аль-Каиды» в странах Магриба, положит конец похищениям иностранцев, а также ликвидирует наркотрафик и пути нелегальной торговли оружием, за счет которых жили не только джихадисты, но и местные власти.

Особенно горячим сочувствие их предложения встретили во Франции, где вожди туарегов обсудили передачу французским компаниям лицензий на разведку и добычу урана в регионе. Пока сообщений о поставках Западом оружия туарегам нет, но его и так в регионе в избытке. Главное для Вашингтона и Парижа – оказывать туарегам продовольственную помощь, которую они получают под прикрытием гуманитарных организаций.

Конечно, говорить о перспективах создания отдельного туарегского государства Азавад в Северной Африке пока рано, при международной поддержке это сепаратистское движение способно серьезно поменять баланс сил в богатом ураном регионе, где западным компаниям приходится постепенно отступать под давлением китайских конкурентов.