В 2010 году журнал Fortune предложил поменяться креслами двум руководителям компаний – Максин Кларк (Build-A-Bear Workshop) и Кипу Тинделлу (Container Store). На один день торговец плюшевыми мишками получила в свое распоряжение фирму, продающую упаковочные материалы для дома и офиса. И наоборот, «упаковщик» занялся игрушками. Оба CEO не только получили немалое удовольствие от смены обстановки, но и увидели то, чего в своей отрасли до этого не встречали. В результате Build-A-Bear Workshop переняла способ инструктировать продавцов, а Container Store воодушевилась акцией по увеличению объемов продаж под названием «Покупать – только пять». 

Читайте также:

Лекция Уильяма Тейлора: «Логика сегодняшнего бизнеса — умный берет у сильных»

Это выглядит как медиатрюк или просто эксперимент. Но идея, лежащая в его основе, доказала свою эффективность в повседневном менеджменте. «Стащи и примени» – так в двух словах описывает свой подход к инновациям Индра Нуйи, глава PepsiCo. Речь не о промышленном шпионаже: чтобы внедрить что-то новое и совершить прорыв, не надо шпионить за конкурентами – стоит сделать что-то противоположное. А именно – взглянуть на компании, которые занимаются совершенно другим бизнесом, не имеющим к вашему никакого отношения. 

Такой совет дает Уильям Тейлор, один из основателей журнала Fast Company. В своей книге «Радикально лучше», перевод которой недавно вышел в издательстве «Альпина Паблишер», Тейлор рекомендует: «Ищи отличные идеи в несмежных сферах,

вынимай их из контекста, в котором они сформировались, и применяй в своей компании».

Чтобы написать эту работу, он и сам искал инноваторов в организациях, куда обычно не заглядывают бизнес-журналисты: от организации герлскаутов до Интерпола. Вот три истории, которые доказывают, что изучать совершенно неожиданные компании зачастую может быть куда продуктивнее, чем следить за конкурентами.


Lexus

Источники вдохновения: Apple и гостиницы Four Seasons 
Эта затея вполне могла оказаться утопией – запустить автомобильный luxury-брэнд в Северной Америке, где уже правили бал BMW, Cadillac и Mercedes, да еще будучи японской компанией. Но за 20 лет Lexus доказал, что нет ничего невозможного, и превратился в марку № 1 в своем сегменте в США. Успех японцев объясняется в том числе и тем, что компания – подразделение Toyota – хотела сделать то, что «предвосхищало бы потребности покупателей и отвечало бы каждой их мысли, слову и жесту». Чтобы добиться своей цели, менеджмент не стал изучать лучшие практики конкурентов. Вместо этого исследователей компании поселили в курортном местечке Лагуна-Бич, чтобы они изучили образ жизни состоятельных американцев. Другая группа была отправлена на стажировку в калифорнийский отель Four Seasons Resort Aviara, чтобы посмотреть, как обеспечивается комфорт, соответствующий ожиданиям элиты. Третьи тем временем позаимствовали у Apple «стойку гениев» – специальное место, где клиенты могут получить вежливый и компетентный ответ на любой вопрос. Сегодня уже другие компании заимствуют у Lexus: так, Four Seasons позаимствовали у автопроизводителя идею специального отдела, который занимается благотворительностью.


Commerce Bancorp

Источники вдохновения: кофейни Starbucks и ритейлер Wal-Mart
Задача, которую поставили перед собой руководители банка Commerce Bancorp, формулировалась просто: стать «самым удобным банком Америки». Для того, чтобы справиться с ней, было решено не совершенствовать традиционный банковский сервис, а перенять опыт лучших розничных сетей страны, которые достигли впечатляющих успехов в обслуживании большого количества покупателей, притом что работали на маленькой марже. Так в банке появились: мгновенный выпуск пластиковых карт, отсутствие комиссий, работа по выходным, офисы на каждом углу, специальный WOW-департамент, отвечающий за развлечение клиентов, наконец, суперпопулярные бесплатные счетные машинки для монет. На вопрос: «Как вы добиваетесь того, что ваш персонал выходит на работу в воскресенье?», основатель банка Вернон Хилл ответил: «Wal-Mart открыт по воскресеньям. Крупные торговые центры тоже открыты. Разве это сложно?»


Детская больница Great Ormond Street Hospital (Лондон)

Источник вдохновения: «Формула-1»
Great Ormond Street Hospital – одна из самых популярных британских клиник. И неспроста. Когда руководство поняло, что теряет пациентов при перемещении в больницу – в момент передачи больного от доктора к доктору, медики подошли к решению проблемы нетрадиционно. Они обратились за советом к профессионалам гонок «Формула-1»: врачи Great Ormond отправились на стажировку к мастерам пит-стопа из Scuderia Ferrari и McLaren. А затем механики посетили с консультациями приемный покой больницы. Идея учиться у механиков «Формулы» на самом деле не такая уж странная, как может показаться на первый взгляд. В самых тяжелых случаях количество оборудования и сложность действий разных участников «команды» врачей и ассистентов ничем не уступает работе в пит-стопе. В результате консультаций для больницы был составлен специальный протокол тренировок – его постоянная отработка помогла медикам снизить количество осложнений, получаемых пациентами при приеме больного.