© Attosa
Росимущество предлагает новую концепцию управления федеральным имуществом, рассчитанную до 2018 года. К 20 декабря документ внесут на рассмотрение правительства. На ее основе будет подготовлена специальная госпрограмма, определяющая объем средств, необходимых на приватизацию госимущества. Программа должна быть готова к концу января 2013 года. Дорожные карты по приватизации крупных госкомпаний, таких как «Алроса», «Роснефть», «РЖД» и других, Роcимущество подготовит к апрелю.
Пока можно отметить такие ключевые моменты концепции:
Главным принципом в управлении имуществом должен стать лозунг «Управляй или продавай». Если актив не вписывается в стратегию развития какой-либо отрасли, то он должен быть продан. Особо подчеркивается, что неиспользуемую землю нужно изымать и продавать. Сейчас в федеральной собственности около 1 млн га земли. Наиболее широкую известность получил конфликт вокруг земель Россельхозакадемии, которые посредством Фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонда РЖС) планируется пустить под жилищное строительство. Также много неэффективно используемых земель и объектов капитального строения у Минобороны, с которыми также спорит Фонд РЖС. Полная ликвидация такой формы, как ФГУПы, и законодательный запрет на их создание. Сейчас в собственности государства находятся около 2 тысяч ФГУПов, а также более 2,5 тысячи акционерных обществ с той или иной долей государственного участия. В полном владении государства находятся 52% акционерных обществ, есть контрольный пакет 4%, блокирующий – 10%. В целом, в России около 23,5 тысячи компаний с госучастием, из них около ста крупных госкомпаний. Исходя из положений концепции к 2018 году в управлении у государства должно остаться только 50–60 крупных компаний. Предлагается существенно сократить использование такого механизма, как «золотая акция». Это акции, гарантирующие представителям власти место в совете директоров приватизируемого АО, а также право наложения вето на решения акционеров. Количество таких компаний, в которых государство владеет «золотой акцией», должно достигнуть оптимального показателя уже к 2015 году и сократиться почти в пять раз (с 145 компаний до 30). Полный отказ от директив в управлении госимуществом, с тем чтобы формировать институт профессиональных управленцев, которых должны набирать в рамках открытых конкурсов. Это означает распространение принципов корпоративного управления на госкомпании. Вопрос, конечно же, вызывает дискуссии. Сторонники утверждают, что отказ от директив сократит вмешательство государства и повысит эффективность управления. Контрмнение заключается в том, что отменить директивы в нашей стране невозможно. Упразднив их де-юре, не удастся избавить от них де-факто.
Перед началом масштабных преобразований, обозначенных в документе, необходимо понять, чем на самом деле владеет государство. А это, как выясняется, тоже большой вопрос. Недостатки учета государственного имущества сегодня есть и в реестре, и в бюджете. Полных сведений нет ни по объемам, ни по стоимости активов, ни по долгам государственных предприятий, учреждений и других объектов. Это подтверждает Счетная палата РФ. По словам аудитора Игоря Васильева, в общем реестре нет сведений о земельных участках, которыми владеет государство в 59 субъектах России, а балансовой стоимости нет по земельным участкам в 79 субъектах.