© iamexpat.nl

Министерство информации Белоруссии собирается навести окончательный порядок на газетном рынке страны: объединить пять главных газет под одним брендом и одной редакцией. Издаваемая правительством газета «Республика», молодежное «Знамя юности», аграрная «Белорусская нива» и «Народная газета» теперь станут частью крупнейшего белорусского издания «Советская Белоруссия». Учредитель последней – администрация президента Александра Лукашенко. По сути, это означает, что «Совбелка» останется единственной в Белоруссии общенациональной общественно-политической газетой. Есть еще, правда, «БелГазета», но ее не читает никто, кроме узкого круга интеллектуалов-маргиналов, а «Комсомольская правда в Белоруссии» специализируется исключительно на светской хронике. 

Тот, кто за этой новостью увидит усиление репрессий против журналистов и ужесточение контроля властей над СМИ, тот просто не понимает, как в Белоруссии устроен «рынок» периодических изданий. Сокращение числа газет – это никакие не репрессии, а лишь попытка сэкономить деньги в государственном бюджете. Все подлежащие объединению издания были государственными. Как когда-то в СССР, там можно прочитать только об успехах трудовых коллективов и ни о чем больше, поэтому добровольно их никто не покупает. И, разумеется, никто не дает туда рекламу. 

Поэтому все четыре закрывающиеся газеты всегда были глубоко убыточными, ложась тяжелым грузом на плечи и без того небогатого Белорусского государства. Никаких открытых данных о рентабельности белорусских газет не существует, но мне, как бывшему работнику отрасли, известно, что традиционно она составляла не более 40–50%. То есть расходы на типографию и содержание редакции как минимум вдвое превышают выручку. Сейчас пришло время избавиться от балласта. 

Сам Лукашенко честно и открыто признал, что цель преобразований – «эффективность». «Это очень важно для нас сейчас. Думаю, что в любой стране есть государственная пресса. И в нашем государстве – молодом, развивающемся в каком-то плане», – заявил он. При этом белорусский президент еще раз напомнил, что СМИ в стране «не зажаты» и говорить, что есть проблемы, «будет неправильно». 

По данным госстатистики, рынок печатных СМИ в Белоруссии богат и разнообразен. В стране выходит 1482 печатных средства массовой информации, из них 411 – государственные и 1071 – негосударственное. Электронных СМИ в Беларуси насчитывается 255, в том числе 175 – государственные и 80 – негосударственные. Но откуда взялись эти цифры, не совсем понятно. Очевидно, власти считают все корпоративные газетенки и издания вроде «Сад и огород». 

В действительности в стране есть всего парочка независимых общественно-политических изданий. Все они – небольшие, их тираж, за исключением «Комсомольской правды», редко превышает 20 тысяч экземпляров. Государственных газет намного больше, и тиражи их в десятки раз выше. На пике своего расцвета «Советская Белоруссия» расходилась тиражом 530 тысяч экземпляров – и это в стране с населением меньше 10 млн человек. 

Независимые издания, которым иногда позволяется критиковать власть, существуют только в регионах, но и там они очень далеки от лидерских позиций. Сказывается давление местных властей: если какая-то региональная газета забудется, местному обл- или горисполкому ничего не стоит исключить ее из подписных каталогов «Белсаюздрука» (единственной госкомпании, которая позволяет подписаться на периодические издания), выбросить из ларьков и запретить ее журналистам посещать все значимые и незначимые мероприятия и пресс-конференции. 

В результате даже редакторы частных изданий регулярно ходят на планерки к местным представителям власти и стараются с ними дружить. Если редакция на компромиссы не идет и самоцензуру не включает, то за этим следуют репрессии, начиная с того, что с газетой перестают общаться ньюсмейкеры, и вплоть до неожиданных самоубийств особенно активных журналистов. В киосках независимые издания никогда не ставят на видном месте, а прячут под прилавок, так что купить оппозиционную газету можно, только если точно знаешь, что хочешь именно ее. 

Отдельная проблема – реклама. Крупные компании в негосударственных СМИ рекламу не размещают. С независимым изданиями сотрудничают разве что небольшие фирмы, которыми власти не интересуются и рекламные бюджеты которых весьма скромные. 

Тиражи независимых белорусских изданий четко регулируются Министерством информации. Редактор одного из них регулярно «договаривается» с чиновниками из ведомства, но в редакции говорят, что власти не разрешают делать газету популярнее и печатать большими тиражами. В итоге уровень списания нераспроданных тиражей у этой газеты остается самым низким в стране – пара процентов. Доля списанных экземпляров государственных газет доходит до 50%. 

Разумеется, в этой среде в Белоруссии просто невозможно появление большого числа хороших журналистов. Грамотные люди просто уходят из профессии или уезжают работать за рубеж. Вот и получается, что читать в газетах совершенно нечего, люди их не покупают, красивые и чистенькие киоски «Белсаюздрука» стоят просто для красоты. 

Как же так получается, что государственные газеты все же имеют какую-никакую выручку? С помощью административного ресурса. Обычно госорган, выступающий учредителем газеты, обязывает подписываться на нее все подотчетные ему предприятия. Люди на заводе подписываются, сдают корешки квитанций об оплате начальству, а тот передает их в контролирующий орган. Пожарные, милиционеры и другие ревизоры ходят с плановыми проверками к частникам уже с подписными документами: не хочешь штраф – выписывай 15–20 экземпляров «Юного спасателя» или «Налогового вестника» на год. 

Сами журналисты периодических изданий таким же образом подписывают заводы и госучреждения: «Хотите, чтобы мы писали о вашей деятельности, – подписывайтесь». А еще журналисты-пропагандисты здесь работают агитаторами в «дни печати», рекламируя свою газету в почтовых отделениях, куда люди заходят за посылкой или положить денег на телефон. 

В случае с «Советской Белоруссией» тиражи обеспечиваются еще интереснее: люди из администрации президента звонят в облисполкомы и прочие госучреждения с требованием «обеспечить подписку». Те напрягают руководителей рангом пониже, те – своих сотрудников. Особенно тяжело приходится государственным почтальонам. Помнится, мамина подруга буквально на коленях стояла перед ней, умоляя подписаться хотя бы на полгода на «Совбелку»: ей не удается выполнить план по подписке и придется потратить ползарплаты на то, чтобы выписать себе на семью сразу 20 экземпляров на полгода.

Сокращение числа госизданий – тренд общенациональный. Едва ли не в каждой области хотят сократить количество редакций со стандартных десяти – пятнадцати (своя газета обычно есть у облисполкома, горисполкома, райисполкомов, гор- и облсоветов, налоговых учреждений, всех ведомств и министерств) до трех-четырех. А то люди жалуются, что им приходится тратить деньги на слишком большое количество «бумаги для завертывания водки и колбасы». Кстати, в этом отношении государственные издания в Белоруссии действительно необходимы, потому что бесплатных рекламных газет и брошюр здесь в почтовые ящики не бросают.