Неизвестный автор (XVIII в.). Богач и бедняк

Однажды руководителю инкубатора FGM Digital Арсению Вейцкину позвонил знакомый и попросил встретиться с парнем, который «интересными идеями, как какашками, бросается». Этим парнем оказался архитектор Николай Григорьев, который вдруг увлекся интернетом. Его просто распирало от гениальных замыслов. Он их на первой же встрече Вейцкину и выложил. «И правда, говно», – подумал Арсений. Молодые люди подружились. 

Когда Вейцкин ремонтировал офис, Николай ему даже безвозмездно помог с интерьером, распорядившись первым делом сломать все перегородки и демонтировать потолок «Армстронг» к чертовой матери. Результат Арсению понравился. Он тем не менее предложил архитектору архитектуру бросить – и заняться чем-то поинтереснее. Ну например, с помощью интернета и смартфонов устроить революцию на рынке доставки.

В логистике, как казалось Арсению, много боли (которую нужно облегчить). Особенно больно было в России, где доставка уже столько лет дорога, неповоротлива и, главное, нестильна. Современные технологии могли все изменить, устранив ненужных посредников. 

Дай каждому курьеру по дешевому смартфону на Android, объедини через сервер, свяжи с заказчиком – и вот тебе безграничные возможности для смены парадигм. Клиенты смогут размещать заявки прямо на сайте и следить за движением посылки онлайн. У курьеров будут личные рейтинги и репутация. Кроме того, они смогут через сайт самоорганизовываться, чтобы коллективно страховать риски потери товара... Так унылая курьерская стезя станет трендовой и даже чуть ли не хипстерской.

Помимо Николая, Арсений привлек к проекту Геннадия Хараева, работавшего прежде в компании Ru-Center. 

Как говорится, друзья променяли стабильную карьеру на неопределенность стартапа
– ну и на комфортабельный офис инкубатора, где так чисто, что ходят босиком, а интерьер украшают поставленные на зимовку блестящие байки. 

 

Также имеется кожаный диван, на котором хозяева периодически смотрят хорошее кино, позвав на просмотр друзей и приятелей. 

Эти «спартанские» условия, впрочем, не помешали команде с помощью разработчиков инкубатора за полтора месяца выкатить базовую версию сервиса, которая умела главное: принимать онлайн-заказы, распределять их по курьерам, следить за передвижением и выставлять счета. В общем, это была доставка без посредников. Что-то похожее на другой половине полушария проделывал с рынком такси создатель хайпового сервиса Uber Трэвис Каланик, которому за прошлые интернет-заслуги однажды вкатили иск на 250 миллиардов долларов (со всех точек зрения приятная компания).

Арсений в качалке, Геннадий в галстуке, Николай с девушкой

«Сити курьер» запустился летом 2012 года, предложив своим клиентам доставку в тот же день за 390 рублей (против 2–3 тысяч у международных брендов и 200–250 рублей, которые брали за доставку на следующий день традиционные логистические компании). Неизбалованные покупатели интернет-магазинов, однако, уже давно привыкли ждать свои приобретения сколько бог на душу положит. Поэтому сервис нацелили на корпоративных заказчиков. Им нужна скорость. А сотня туда, сотня сюда – им же не важно. (По доброй московской традиции, когда сотней-другой больше – даже лучше.)

И действительно, первых клиентов без особого труда нашли, пройдясь по знакомым. Что дальше? Дальше Николай Григорьев начал двигать стулья. 

Бывший архитектор относит себя к числу пассионарных людей: им, если они видят стул, обязательно надо его подвинуть (среди московских стартаперов таких, судя по всему, большинство – поэтому со стула у нас лучше не вставать). Когда сервис запустили, Григорьеву тут же захотелось все переделать. Ведь сайт работал практически сам по себе, а веселая еженедельная рассылка, в которой «Сити курьер» рассказывал об удивительных хобби своих курьеров, много времени не занимала. Надо же было куда-то энергию девать. 

Какой-нибудь недалекий техасский коммерсант, продающий вантузы по ресторанам, в этой ситуации открыл бы «Эксель», углубился в расчеты и попытался понять, сколько составляет выручка, много ли приходится тратить и будет ли чем платить зарплату через полгода. Но не таков российский стартапер. 

В Москве теперь такой расклад, что молодым людям со светлыми головами и хорошими идеями можно не зарабатывать, – и при этом, скажем так, не голодать.

Поэтому создатели «Сити курьера» углубились не в «Эксель», а в план покорения мира. 

Поразмыслив хорошенько, Арсений Вейцкин пришел к выводу, что с коллективным страхованием и рейтингами курьеров он все-таки переборщил. Вместо этого стартаперов увлекла идея превратить «Сити курьер» в сервис по доставке товаров из розничных магазинов, у которых нет интернет-доставки (чем-то таким в итоге стал калифорнийский сервис Postmates.com.). Дошло даже до переговоров с ритейлерами. Но в итоге Арсений Вейцкин пришел к выводу, что лучше не делать резких движений и подождать. 

Осенью портфолио клиентов пополнилось банком «Тинькофф» (в отличие от первых клиентов его менеджеры не были знакомы с создателями «Сити курьера»). С этого начался неспешный, но внушающий надежды почти органический рост, подпитываемый только контекстной рекламой. Под Новый год стартаперы «умылись кровью», доставляя подарки (вот неожиданность, к праздникам компании доставляют много подарков). О сервисе написали в прессе. Все это очень воодушевляло. В результате стулья просто пустились в пляс. 

Поразмыслив, стартаперы решили попробовать продавать свою технологию тем интернет-магазинам, которые не готовы отказываться от собственной доставки, но хотят автоматизировать работу. Кроме того, хотя самый богатый московский регион, мягко говоря, покорен еще не был, создатели «Сити курьера» начали готовить региональную экспансию, чтобы сервис заработал в крупнейших городах страны. Ввели в репертуар доставку на следующий день, решив заодно посоперничать с традиционной доставкой. А также – стали прощупывать даже почву за рубежом. Ведь во многих мегаполисах, например в Лондоне, с доставкой тоже не все гладко – и русский сервис мог бы сильно пригодиться. 

В этом месте можно было бы дать какой-то жизнеутверждающий пассаж – и закруглиться. Примерно так мы и поступим, заметив только под занавес, какие продвинутые это люди – московские стартаперы. Они умеют придумывать интересные идеи. Они могут увлекательно рассказать про миссию компании и смену парадигм. Они способны сделать симпатичный дизайн и даже сотворить что-то, что будет как-то работать. Они осведомлены о том, что делается в Долине. Они клево одеваются. 

Чего они не умеют, так это зарабатывать деньги. 

Спустя почти год после старта «Сити курьера» ответ на вопрос, нужен ли рынку курьер со смартфоном, так и остается открытым. В феврале компания обрабатывала около 30 заказов в день. Не надо быть Уорреном Баффеттом, чтобы подсчитать: при тарифе 390 рублей за доставку (и зарплате курьерам от 135 рублей за заказ) месячная выручка стартапа, который готовит мировую экспансию, вряд ли составила больше 150 тысяч рублей.