© caitbrennan.com

Кризис на Кипре не на шутку взволновал российских политиков. И хотя мы до сих пор так и не получили четкого ответа на вопрос, почему их так беспокоит судьба острова, некоторые из озвученных в панике идей рассмотреть стоит. Дмитрий Медведев вдруг предложил создать на Дальнем Востоке «какую-то зону», которая будет конкурировать с Кипром, Багамами и Британскими Виргинскими островами за капиталы, направляемые из России. Зная Медведева и его инициативы – шансов на исполнение этого плана не больше, чем у давешнего предложения Леонида Бершидского о вхождении России в состав Кипра. Но помечтать не вредно.

Офшоров и всяческих особых экономических зон в мире достаточно, чтобы сделать некоторые выводы о том, как это может работать. Говоря об офшорах, мы чаще всего вспоминаем маленькие островные государства. Некоторая связь между географией и выбором финансового режима действительно имеется. Острову Джерси, Маврикию, Каймановым островам, как и Кипру, относительно легко контролировать свои границы, у них нет шанса построить нормальную экономику, если не полагаться на туризм (а в случае Джерси и на туризм особо рассчитывать не приходится), так что можно пожертвовать стандартными налогами ради привлечения иностранных капиталов. Но офшоры могут существовать и внутри государства. Некоторыми признаками офшора обладают и свободные экономические зоны в Китае, и американский штат Делавэр. 

В России с особыми экономическими зонами тоже много экспериментировали, от закрытых территориальных образований (ЗАТО), которые служили полноценными внутренними офшорами, до инновационного центра «Сколково». Как правило, ничем хорошим это не заканчивалось, и тому есть как минимум две веские причины. Во-первых, даже ЗАТО оставались в рамках российского права, из-за чего законы страны переставали быть универсальными. Во-вторых, слишком много регионов в России живут небогато и, как и островные республики, готовы отказаться от налогов ради привлечения финансовых потоков. Стоит одному региону выделить какие-то льготы, как в Кремль выстроится очередь из губернаторов, глав республик и так далее, требующих льгот и для себя. В итоге зоны перестанут быть особыми, а налогам в казну поступать будет неоткуда.

Если же мы хотим создать внутри России успешный офшор, то надо действовать более радикально. В 2009 году знаменитый экономист Пол Ромер озвучил идею городов-хартий (Charter Cities). До этого Ромер успел прославиться новой теорией экономического роста, за которую неминуемо получит Нобелевскую премию, поэтому его стоит послушать. Важность институтов уже давно стала общим местом экономической науки. Но о том, как создать правильные институты, а также о том, какие институты правильные, экономисты пока договориться не могут. 

Ромер предложил эксперимент. В упрощенном виде он выглядит так: страна А выделяет некоторую территорию и разрешает стране Б вводить там свои законы, записав их в специальную хартию. Город могут заселять и граждане страны А, и граждане страны Б, и даже граждане какой-нибудь третьей страны. Претворить эту идею в жизнь непросто, но она позволяет развивающимся странам относительно безболезненно импортировать успешные институты. 

Например, Гондурас может разрешить одному из своих городов жить по законам Канады, а другому – по голландским, что позволит сравнить, какие из институтов подходят к национальной культуре, географии и так далее. Или, если вы не верите в важность этих факторов, просто понять, какие из институтов лучше. Гондурас я упомянул не только из-за красивого названия. Там сейчас как раз претворяются в жизнь идеи Ромера, правда, пока без помощи Канады и Голландии.

Самый успешный пример такого города на сегодня – Гонконг. Там внешние английские институты сработали так хорошо, что даже после возвращения города Китаю ему разрешили и дальше жить по-старому. Именно на него, а не на Кипр с Багамами, следует ориентироваться премьеру Медведеву – с той разницей, что граждане наших офшоров и дальше должны оставаться гражданами России и иметь право свободно передвигаться между особой зоной и остальной Россией. Медведев правильно выделил Сахалин и Курилы как наиболее удобные площадки для экспериментов. Там живет не так много людей, и живут они, как правило, не очень богато, так что на эксперимент могут и согласиться. Этим регионам легко контролировать свои границы. Есть очевидный поставщик институтов и кадров – Япония, хотя в идеале надо провести конкурс. Подойдет, впрочем, и Калининград, куда можно импортировать институты из Германии или, например, Эстонии.

В отличие от стандартных особых экономических зон, эта идея не даст повода Рамзану Кадырову и многим другим главам регионов просить о таком эксперименте у себя. Вряд ли Кадырову нужны какие-то новые институты. С другой стороны, мы сможем наконец проверить, так ли глуха к нормальным законам загадочная русская душа.

Но как бы хорошо все это ни звучало, надеяться на настоящий внутренний офшор, конечно, не приходится. Потому что это потребует от российских чиновников некоторого воздержания. А мы уже знаем, что это – фантастика.