Кадр из фильма «Жестяной барабан», режиссер Фолькер Шлёндорф

В социальных сетях традиции приживаются быстро – за считаные часы, – и теперь уже кажется, что так было всегда. Какая-нибудь новость, всем интересная, – и тут же уже готов симпатичный плакатик в таком хипстерском стиле, как будто бы дизайнеры Look at Me его делали. Допустим, избили кавказцы депутата Худякова, и вот плакат – поверх газетных вырезок, посвященных происшествию, издевательская надпись: «А вы еще Кавказ отделять хотели!» Или выходит Навальный из тюрьмы. Героическая фотография самого Навального из журнала «Эсквайр», рядом – блоковское: «Неслыханные перемены, невиданные мятежи». Плакатик расползается по социальным сетям, обязательно кто-нибудь скажет, что это здорово, а кто-нибудь (специальных замеров я не проводил, но, по ощущению, таких больше) возмутится, что снова в поле его зрения попадает нацистский ресурс, места которому в приличном обществе быть не должно.

Источник: sputnikipogrom.com

Заезженная цитата, приписываемая Ганди: «Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом с вами борются, потом вы побеждаете» – исчерпывающе описывает историю «Спутника и погрома». Группа «ВКонтакте» появилась в апреле прошлого года, а спустя год с небольшим – «Комсомольская правда» требует посадить создателя «Спутника» Егора Просвирнина, «Коммерсантъ» полемизирует с ним с помощью огромных раскавыченных цитат из Владимира Путина, а «Афиша» публикует Просвирнина вместе с Ириной Прохоровой, Сергеем Капковым и Андреем Макаревичем в номере, подводящем итоги сезона. Попадание в медийный мейнстрим теперь закреплено документально, с чем мы Егора Просвирнина и поздравляем.

Юный сотрудник журналов про компьютерные игры, еще в середине нулевых завоевавший сверходиозную репутацию в «Живом журнале» и на «Лепре», прославиться мечтал всегда – его статьи о патриотизме и национализме, как и оживленные дискуссии об этих статьях, до сих пор доступны в архивах публицистических сайтов тех времен. Но тогда звездой Просвирнин не стал, хотя писал примерно то же, что пишет сейчас на «Спутнике». Просто «повестка дня» в 2006–2007 годах была одна, а сейчас другая – которой явно нужен именно такой «Спутник и погром».

Оправдываясь перед критиками за публикацию Просвирнина в «Афише», главный редактор журнала Александр Горбачев назвал «Спутник и погром» одним из двух – наряду с инстаграмом Рамзана Кадырова – самых ярких и успешных медиапроектов года. Горбачев прав, даже если ничего такого он не имел в виду: именно появление кадыровского фотоблога, благодаря которому повседневная жизнь чеченского диктатора стала доступна российской аудитории в режиме реального времени, часто вызывая оторопь и страх, – именно этот фотоблог во многом вызвал у аудитории потребность в агрессивно неполиткорректном ресурсе, возражающем Кадырову и его покровителю Путину с самых радикальных позиций. Половиной своего успеха «Спутник и погром» обязан табуированности чеченской темы в официальных СМИ, который год делающих вид, что это так и надо: золотые пистолеты, небоскребы, мечети и бородачи в полувоенной форме, почему-то считающиеся обычной властью обычного российского региона. Хипстерский национализм Просвирнина стал во многом ответом на хипстеризацию Кадырова, и этого ответа, судя по количеству лайков и подписчиков, аудитория ждала уже давно.

Фото: instagram.com / kadyrov_95

Вторую составляющую успеха «Спутника и погрома» также назвал Александр Горбачев, указавший, что ему «абсолютно не близка его ярая антисоветская позиция», – забавно, но в сегодняшней России «ярая антисоветская позиция» превратилась в почти полностью исчезнувшую редкость; если бы Солженицын написал «Архипелаг ГУЛАГ» сегодня, едва ли он мог бы рассчитывать на успех и признание. Советская ностальгия культивируется государством через СМИ и ангажированный масскульт, а для либеральной интеллигенции мейнстримом стала «примирительная» версия советской истории, согласно которой (цитирую по Маше Гессен; ссылки на этот текст в открытом доступе нет) «общество, вопреки удобному представлению, не делилось на „плохих“ и „хороших“ и даже не делилось никаким понятным образом на палачей и жертв». Забавно, но именно в начале десятых годов XXI века тот буквально солженицынский антисоветизм, право которого на существование еще десять лет назад представлялось бесспорным, сегодня выглядит пощечиной чуть ли не всем «приличным людям», в сознании которых место Солженицына заняла вполне благополучная в сталинские годы Лилианна Лунгина. В девяностые «антисоветских» текстов Просвирнина просто никто бы не заметил, сегодня за них приходится оправдываться печатающим Просвирнина редакторам, хотя запрос на антисоветизм в обществе, бесспорно, никуда не делся, более того – даже последняя советская святыня, ныне оберегаемая «мизулинскими законами», для Просвирнина и его читателей всегда будет «победой Колымы над Бухенвальдом», и «Спутник» уже превратился в основную трибуну приверженцев именно этой, полузапрещенной ныне точки зрения.

И может быть, главное. Именно в этом году, когда избравшийся третий раз президентом Владимир Путин и подконтрольная ему Госдума потратили много сил на формирование нового, граничащего с шовинизмом российского патриотизма – тупого и безумного, основанного на архаизации общественных отношений и похожего на фантазии Сорокина из «Сахарного Кремля», – именно в такой удушливой обстановке не мог не родиться просвирнинский дискурс, перпендикулярный всему, что мы до сих пор знали о русском национализме. Ни скинхедов, ни хоругвеносцев, ни свастик, ни Гитлера – постоянные ссылки на респектабельных дореволюционных философов, постоянно повторяемый тезис о европейской судьбе русских. Самые нечитаемые, но при этом самые важные публикации «Спутника» – материалы о правых партиях Европы, которых (а вовсе не условного Дмитрия Демушкина) Просвирнин видит своими ближайшими единомышленниками. Статью о будапештском музее большевистского террора легко можно представить на страницах «Новой газеты»; много лет идеологи «атомного православия» объясняли своей аудитории, что русский националист вполне может быть сталинистом – сегодня это выглядит просто комично, и во многом – благодаря «Спутнику». Егор Просвирнин в одиночку пишет новую идеологию, которую подхватывают даже традиционно далекие от национализма люди и которой наверняка воспользуется любая будущая власть, даже если сам Просвирнин для нее останется тем самым Ежиком из ЖЖ, над которым когда-то было принято смеяться.

Понятно, что все сказанное выше не имеет никакого значения для тех, кто давно повесил на «Спутник и погром» лейбл нацистского сайта и недоумевает по поводу того, как этот сайт вообще может существовать в «стране, победившей фашизм». Но здесь все совсем просто – никакого фашизма Советский Союз, конечно, не побеждал, в 1945 году была одержана победа всего лишь над внешним агрессором, и вся риторика победителей – от статей Эренбурга и речей Сталина до стихов Симонова и «Науки ненависти» Шолохова – не содержала вообще ничего, что можно было бы хотя бы формально отнести к антифашистской идеологии. «Спутник и погром», с равной степенью ярости отрицающий как тоталитарные советские ценности, так и корпоративистсткую идеологию путинского государства, как раз и можно назвать по-настоящему антифашистским сайтом. Возможно, это и есть его главный секрет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора