1 августа вступил в силу так называемый антипиратский закон, который, по мнению экспертов, экстремально меняет характер отношений между интернет-бизнесом и государством. Главный итог: на законодательном уровне закреплена процедура досудебной блокировки сайтов с пиратскими фильмами, а также сайтов, которые содержат информацию, необходимую для доступа к такому видео (проще говоря, ссылки на пиратский контент).

Правообладатель передает судебный акт в Роскомнадзор, после чего ведомство сообщает о жалобе провайдеру и владельцу сайта, который должен удалить спорные материалы в течение суток. Если требование не выполняется, провайдер или оператор связи обязаны заблокировать доступ ко всему сайту – решения суда для этого больше не нужно. При этом оспорить блокировку владелец ресурса может только через 15 дней. 

Подробную схему работы закона смотрите на сайте РАЕК, а мы постарались ответить на самые насущные и распространенные вопросы, связанные с его применением, целями и последствиями. 

Кого это касается?

Законом вводится определение «информационный посредник». Именно к информационным посредникам может быть применена гражданская, административная и уголовная ответственность за нарушение интеллектуальных прав правообладателей. К посредникам относятся интернет-провайдеры, хостинг-провайдеры и администраторы сайтов. Если с первыми двумя все понятно, то последние благодаря размытости формулировок закона – самая уязвимая категория. К администраторам сайтов относятся те, кто «предоставляет возможность размещать материал либо информацию для получения материала по сети Интернет». При этом администраторы сайтов становятся информационными посредниками только в том случае, если их сайт хоть в каком-то виде работает с пользовательским контентом, то есть разрешает пользователям размещать незаконные файлы или ссылки на них. 

Таким образом, вы точно можете оказаться в роли информационного посредника, если ваш сайт:

работает в формате форума; социальной сети; поддерживает пользовательские комментарии; агрегирует пользовательский контент с других сайтов.

Если в комментарии к этой статье пользователь разместит ссылку на незаконный контент, сайт автоматически становится участником правонарушения и в качестве информационного посредника может быть гипотетически заблокирован. 

Понесет ли ответственность пользователь, разместивший в социальной сети ссылку на незаконный файл?

Закон не дает точных определений, пользователь в его системе координат отсутствует. Но если анализировать формулировки поправок, то при желании можно прийти к выводу, что пользователи, имеющие права модерации сайта, тоже относятся к информационным посредникам. А поскольку под модерацией в том числе понимается создание постов и загрузка файлов, которые доступны третьим лицам, то к таковым можно отнести любого пользователя социальной сети. Вряд ли правообладатели будут гоняться за каждым участником соцсетей, разместившим неправомерную ссылку или видеофайл, но при желании закон можно будет повернуть именно таким образом.

Что грозит администраторам сайтов?

За нарушение интеллектуальных прав правообладателей может грозить гражданская, административная и уголовная ответственность. От административного штрафа (до 40 тысяч рублей) и возмещения убытков (размер компенсации от 10 тысяч до 5 млн рублей) до лишения свободы на срок до двух лет (за незаконное использование объектов авторских и смежных прав в целях сбыта в размере, превышающем 100 тысяч рублей).

Это касается только видео?

Да, пока антипиратский закон касается только видеоконтента, но и депутаты, и чиновники Министерства культуры, и сторонники принятых мер со стороны правообладателей не скрывают, что после обкатки нового закона эта же модель может быть применена на другой цифровой контент – музыку и электронные книги.

Почему против закона выступают поисковые системы?

Помимо того, что антипиратский закон создает нездоровую ситуацию в отрасли, он может напрямую ударить по поисковым сервисам. Юридически поисковую выдачу со ссылками на нелегальный контент тоже могут легко классифицировать как информационное посредничество. Поисковым системам придется модерировать свою выдачу и менять алгоритмы ранжирования, что технически неисполнимо и повлечет за собой существенное снижение качества сервиса.

Чего опасаться сайтам, которые не работают с пользовательским контентом?

Одна из самых критикуемых позиций этого закона – возможность блокировки сетевого адреса в целом, а не только конкретной страницы сайта с нелегальным контентом. Одному IP-адресу может соответствовать несколько доменных имен. В результате на 15 дней могут заблокировать не только сайт возможного правонарушителя, но и совершенно безвинные ресурсы. 

У кого возникнут проблемы в первую очередь?

Российские сайты, на которых размещен большой объем нелегального видеоконтента, хорошо известны. Официальный представитель Роскомнадзора еще до вступления закона в силу рассказал, какие именно ресурсы интересуют правообладателей в первую очередь.

vk.com youtube.com video.yandex.ru video.mail.ru filmix.net
rutracker.org my-hit.ru rutor.org torrentino.com tfile.me

Что будет с «ВКонтакте»?

По новому закону, учитывая объем нелегального контента, размещенного в социальной сети, «ВКонтакте» могут полностью заблокировать даже сегодня. Собственно, первый иск к социальной сети уже есть: заявление в Мосгорсуд подала кинокомпания «Кино без границ». 

Если отбросить экстремальные варианты развития событий, то, скорее всего, новый закон станет еще одним весомым аргументом в переговорах правообладателей и российской социальной сети. «ВКонтакте» и так научились идти на компромиссы, антипиратский закон сделает соцсеть еще более договороспособной. Другое дело, что сам факт поддержки постоянного контакта с правообладателями ничего не гарантирует: высока вероятность, что уже осенью мы станем свидетелями аттракциона, когда провайдеры начнут блокировать «ВКонтакте» в рамках «предварительных обеспечительных мер» по требованию малоизвестных правообладателей, которые с социальной сетью переговоров не вели, а просто сразу накатали заявление в суд.

Что будет с торрент-трекерами?

У торрент-сайтов нет такого переговорного ресурса, правовой поддержки и влиятельных акционеров, как у «ВКонтакте». Любая медлительность с их стороны (даже в тех случаях, если администратор просто пропустил ссылку на сайт, содержащую информацию о том, где можно скачать нелегальный фильм) будет приводить к «предварительным обеспечительным мерам» в виде досудебной блокировки. Крупные торрент-сайты, конечно, найдут возможность остаться на плаву, но сам рынок будет сильно трансформирован – ряд игроков точно уйдет с рынка.

Антипиратский закон. За и против.

За

Владимир Мединский,
министр культуры РФ Авторам невозможно существовать в условиях глобального интернета без защиты. Если органы власти смогут эффективно блокировать пиратские сайты и, что крайне важно, сайты-посредники, это будет колоссальным вкладом в нормальные цивилизованные отношения на рынке. Именно тогда будет смысл оказывать государственную поддержку кино, музыке, литературе. Это фантастический прорыв в сфере защиты авторских прав.

Владимир Бортко,
режиссер, депутат Государственной думы РФ Это первый правильный шаг в правильном направлении. Я очень сожалею, что туда не вошли музыканты, писатели – они наиболее страдают от воровства. Но я думаю, это не конец. Естественно, этот закон должен защищать не только кинематографистов, но и музыкантов и писателей.

Национальная федерация музыкальной индустрии
Антипиратский закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав и в информационно-телекоммуникационных сетях» стал настоящим прорывом в сфере охраны интеллектуальной собственности в интернете. Закон ставит под угрозу краха весь пиратский бизнес в России, одновременно оставляя пользователю возможность потреблять качественный, законный и безопасный контент, предоставляемый при этом совершенно бесплатно. Таким образом, впервые в истории России вводятся эффективные меры борьбы против цифрового пиратства.

Против

«Яндекс»
В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит абсолютно по всем – даже не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям. Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом, это все равно что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария.

Google
Закон в таком виде представляет потенциальную угрозу для всех сторон. Пользователям будет затруднен доступ к легальному контенту, а правообладатели, которые уже используют легальные платформы для монетизации своего контента, получат меньше возможностей для роста, поскольку закон угрожает развитию интернета в России.

РАЭК
Законопроектом закладываются широкие возможности для злоупотреблений и недобросовестной конкурентной борьбы. Согласно международному опыту стран, в которых существуют аналогичные механизмы борьбы с нелегальным контентом, почти половина запросов отсылаются конкурентами существующих легальных сервисов. При том что законопроектом предусмотрены предварительные обеспечительные меры, позволяющие заблокировать интернет-ресурс без его предварительного уведомления на основании лишь предположения о нарушении, такая норма представляет собой значительную угрозу как начинающим легальным сервисам, так и информационным посредникам.

Mail.ru
Законопроект концептуально идет вразрез с успешным международным опытом, практикой российских судов по проблеме авторских и смежных прав в интернете и в текущей редакции окажет негативное воздействие на интернет-отрасль. Механизмы борьбы с пиратским контентом должны быть соразмерными и не создавать почву для злоупотреблений и блокировки добросовестных ресурсов.

Павел Дуров, «ВКонтакте»
За последний год было принято больше законов, регулирующих интернет, чем за предшествующие десятилетия. Еженедельно предлагаются новые меры регуляции. Российский информационный сектор начинает развиваться в условиях по сути более жестких, чем калифорнийские. В результате этого изменения мы становимся свидетелями любопытного эксперимента. Достаточно ли будет для дальнейшего развития отечественной интернет-индустрии единственного оставшегося фактора ее успеха – талантливого населения? Если ответ окажется положительным, то действительно, «силы наши безграничны».