Николай Азаров (слева) и Виктор Янукович. Фото ИТАР-ТАСС / Андрей Мосиенко
Янукович принес сакральную жертву – премьер Азаров и весь его кабинет отправлены в отставку. Рада отменила скандальные законы, ограничивающие гражданские права. Это решение поддержала фракция Партии регионов, которая недавно условно, поднятием рук, приняла их вместе с коммунистами. На очереди – закон об амнистии всех задержанных и арестованных во время протестов. Опасения, что в центре Киева опять будут стрелять, на время отступили. Остались два важных вопроса: кто заставил Януковича пойти на первые уступки и что об этом думает Майдан?
С начала протестов украинский президент выбрал неплохую тактику – он делал вид, что Майдана нет. Несколько недель многотысячных митингов и стояния на морозе доказали, что так бороться с этой властью неэффективно. Все изменили события на Грушевского. Нерадикальный, но озлобленный Майдан сперва стоял за спинами у «Правого сектора», но после первых трупов, похищений людей силовиками и многочисленных свидетельств жертв и пыток «Беркута» быстро включился в локальную войну. Если в первые дни самооборона Майдана состояла из парней с рюкзаками с провиантом на ночь, то после атак спецназа добровольцы надели бронежилеты, каски на голову, защиту на ноги, а в руки взяли биты. При мне неизвестный хорошо одетый прохожий на Майдане тихо шептал ребятам в камуфляже, что у него есть официальное оружие. В крайнем случае – принесет. И не только он. В последние дни мало кто сомневался, что майдановцы вооружаются. Те, кто успел получить свое от «Беркута», пытались донести: идти против него с голыми руками почти самоубийство. Особенно если у силовиков будет приказ о жесткой зачистке.
Это обострение во многом предрешило то, что вчера случилось в Раде и кабмине. На олигархов и депутатов, которых первые провели в парламент, начали давить все – от официальных представителей Запада до простых активистов. В Facebook даже попал полный список мобильных телефонов членов фракции ПР, чтобы каждый мог сказать им все, что думает на этот счет. Когда стало понятно, что власть не исключает введения чрезвычайного положения, в игру включились олигархи. Разумеется, неофициально.
Что заставило олигархов пойти против своего президента? Он сам. Из вполне контролируемого, неопытного политика Янукович за пару лет превратился в человека, не терпящего инакомыслия. Главных спонсоров партии стали задвигать на вторые роли, оставляя за ними старые активы. В бизнес пришел новый крупный игрок – Александр Янукович, в правительство – близкие к нему люди: первый вице-премьер Сергей Арбузов и глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко. Из этой же команды – глава МВД Виталий Захарченко. Тот самый, наказать которого за произвол силовиков со дня первого избиения студентов требует Майдан. Бороться с такой командой, если у тебя есть пара миллиардов, сложно. Если пара десятков миллионов, как у многих депутатов-регионалов, – почти невозможно. Регионалы пытались бунтовать не раз, саботируя экономические инициативы «младореформаторов», но после вмешательства Януковича отступали.
На этот раз олигархам и их депутатам повезло. Их союзниками стали сотни тысяч человек на Майдане и миллионы – по всей стране. Они вышли не против крупного бизнеса, а лично против Януковича и его близкого окружения. Стрелять по такой подмоге было бы большой глупостью. Не воспользоваться редкой возможностью подкосить молодую команду – роковой ошибкой. Ее олигархи и депутаты прогнозируемо не сделали. Они спасли Майдан от силового сценария, а в перспективе – возможно, и себя от серьезных проблем с «семьей» Януковича.
Такая мотивация олигархов опасна для Майдана. Если у президента получится запугать миллиардеров или перекупить их депутатов, ЧП опять станет возможным сценарием. Тем более пока кресло премьера вакантно, его обязанности в качестве и.о. исполняет Арбузов, которого называли сторонником силового разгона. Кресло премьера Арбузову прочили больше года, но избавиться от Азарова молодой команде оказалось непросто. В этом тоже помог Майдан.
Главный вопрос сейчас: что дальше? Оппозиция входить в новый кабмин пока не согласна. Для протестующих возможный премьер Арбузов даже хуже Азарова. Уход последнего и отмену девяти законов Радой на Майдане сравнивают с историей о козе. «Козу» (Азарова и законы) забрали, а однокомнатная квартира, гулящая жена и больная мама остались. Янукович по-прежнему президент, виновные в пытках и убийствах не наказаны, арестованные активисты в СИЗО.
Если фракция продолжит бунтовать, Янукович, возможно, пойдет на новые уступки. Не исключено возвращение к парламентско-президентской республике, хотя против этого уже публично выступил Тягнибок. Еще один предмет переговоров между властью и оппозицией – новый состав Центральной избирательной комиссии. Впрочем, как дальше пойдут переговоры, зависит от Майдана. Там у всех одно требование: Янукович должен уйти. Если оппозиция отступит от этой установки, ситуация опять обострится. Майдан поддерживают западные и частично центральные регионы. Успокоить их кадровыми перестановками в кабмине будет сложно. Что касается олигархов и части фракции ПР, пока им с народом по пути, они будут его защищать. По крайней мере до первой развилки.