Фото: REUTERS / Denis Sinyakov

«Когда я умру, люди будут отдавать мне должное за все созданные продукты, но никто не отметит, что я действительно знал, как правильно вести бизнес», – говорил Стив Джобс в интервью журналистам Бренту Шлендеру и Рику Тетцели. Их книгу «Стать Стивом Джобсом», недавно вышедшую в свет, соратники основателя Apple признали самой точной из всех опубликованных биографий.

Характеристика противоречивая: с одной стороны, авторы, по всей видимости, написали в конечном счете именно то, что должно понравиться топ-менеджерам компании, с другой – источников информации у них было явно больше, чем у предыдущих биографов.

Книгу тут же разобрали на цитаты, а крупные бизнес-школы нашли в ней полезные примеры для своих образовательных кейсов. Вот факты из новой биографии Джобса, которые точно будут приводить преподаватели на университетских курсах для управленцев и предпринимателей.

Искать советников у конкурентов

Факт. Джобс обычно производил впечатление очень уверенного в своих знаниях и способностях человека, который лучше всех знает, как поступить в любой ситуации. Его решения часто представляют как единоличные: он видел будущее и заставлял команду безропотно следовать за ним. Но, как выясняется, Джобс многие годы не принимал ни одного решения без консультации с целым пулом советников.

В их числе основатели Intel, Hewlett Packard, Polaroid, National Semiconductor и другие. А бывший генеральный директор Intel Энди Гроув, имевший удачный опыт борьбы с раком простаты, консультировал Джобса не только по вопросам бизнеса, но и в области медицины. По воспоминаниям коллег, основатель Apple всегда настаивал на том, чтобы у него сохранялся внешний источник консультаций, и даже боролся за эту возможность на нескольких заседаниях совета директоров компании.

Урок. Эксперты Columbia Business School отмечают, что Джобс, как и во многом другом, обогнал время. Культура внешних советников развивается в США и Европе в последние годы. Это не советники топ-менеджера внутри компании, связанные корпоративными обязательствами, и не советники из консультационных фирм, связанные контрактами и отношениями «клиент – покупатель». Это тип неформальных советников с большим опытом работы в компаниях-конкурентах. Их задача не столько дать совет по конкретному поводу, сколько найти примеры похожих критических, переломных моментов в развитии своих компаний, точек бифуркации бизнеса.

По сути, таких советников используют как свидетелей, архивариусов, которые достают с полок старые дела с похожими вводными. В Columbia Business School называют этот тип консультаций ретроспективным. Консультанты и бизнес-школы с огромными базами управленческих кейсов тоже оказывают подобные услуги. Но главное условие в том, чтобы советник минимально участвовал в жизни корпорации. А любые корпоративные и клиентские отношения этому правилу противоречат.

Сарафанное радио и прогулки с подчиненными

Факт. Джобс, как мы узнаем из книги, очень не любил формальные каналы общения с подчиненными. Распространенная практика еженедельных или ежемесячных писем от руководителя с обзором текущих дел, достижений и ошибок ему претила. За все время он написал лишь несколько писем коллективу, и то посвященных не конкретным бизнес-вопросам, а общим успехам компании на рынке, кадровым решениям и своему здоровью.

Коллеги Джобса рассказывают в книге, что основатель Apple предпочитал хаотично вылавливать в коридорах компании отдельных сотрудников и проводить с ними короткие беседы на важные для бизнеса темы: он прекрасно понимал, что информация, которую он донес до одного человека, быстро распространится и станет общим достоянием.