Президент Украины Петр Порошенко, мэр Киева Виталий Кличко и бывший лидер партии Блок Петра Порошенко Юрий Луценко во время съезда партии.

Президент Украины Петр Порошенко, мэр Киева Виталий Кличко и бывший лидер партии Блок Петра Порошенко Юрий Луценко во время съезда партии.

Коммерсантъ / Михаил Марков

История с объединением партии президента Петра Порошенко «Солидарность» и УДАР мэра Киева Виталия Кличко позволила многим комментаторам начать дискуссию о появлении на украинском политическом пространстве новой партии власти, чуть ли не «Единой России», и обсуждать, как такая консолидация скажется на будущем украинской демократии. Но до «Единой России» новой украинской партии еще очень далеко. И для того чтобы это понять, стоит хотя бы вспомнить, как появилась сама «Единая Россия».

Попытки создать в России сильную партию власти начались на фоне событий 1993 года, но ни разу не достигали успеха. Борису Ельцину не нравилась мысль схождения с трона, и он поручал создание такой партии – поначалу даже двухпартийной системы – ближайшим соратникам. Но соратники – Егор Гайдар, Иван Рыбкин, Виктор Черномырдин – никогда не пользовались у населения ельцинской популярностью.

Настоящую партию власти создали, как это ни парадоксально прозвучит, не с Ельциным, а против Ельцина

Да и сам Ельцин по мере ухудшения экономического положения в стране стал утрачивать доверие. Так что доминирование власти в Государственной думе тогда обеспечивалось за счет особых отношений с ЛДПР и КПРФ, и любой кризис, как это показали события 1998 года, мог изменить эту комфортную конфигурацию.

Настоящую партию власти создали, как это ни парадоксально прозвучит, не с Ельциным, а против Ельцина – в 1999 году, когда на политической сцене появился номенклатурный блок «Отечество – Вся Россия». Но ельцинское окружение ответило на этот несомненный успех выдвижением Путина и «Единством», так что какое-то время на политической сцене было две партии – партия «традиционной» номенклатуры и партия неофитов, наспех сконструированная Борисом Березовским. «Отечество» пошло на объединение с «Единством» только после того, как его лидеры поняли, что Путин – это надолго. И это понимание фактически завершило процесс консолидации российской номенклатуры.

В украинской политической истории никогда ничего подобного не было – и не будет.