Девочка играет на скрипке

Девочка играет на скрипке

Juan Carlos Ulate / REUTERS

Наверняка многие из нас полагают, что классическая музыка – это удел интеллектуалов. Кто-то даже считает, что не только образованные люди к ней тянутся, но и сама музыка способна делать слушателя умнее. Некоторые родители уповают на то, что если их ребенку прививать классику еще с утробы, то из него обязательно вырастет вундеркинд. Действительно ли это так, ученые спорят уже не одно десятилетие. Кто-то считает, что музыка напрямую влияет на способности нашего мозга, а кто-то относится к подобным заявлениям скептически.

Так называемый «эффект Моцарта» получил известность после публикации результатов исследования трех ученых из Университета Калифорнии в журнале Nature в 1993 году. В ходе эксперимента 36 студентов были разделены на три группы, каждая из которых в течение 10 минут слушала определенную запись. Первой группе включили запись сонаты Моцарта для двух фортепиано (ре-мажор, K 448), другой дали слушать инструкции по релаксации для снижения кровяного давления, а третью группу оставили сидеть в тишине. Сразу после этого студенты должны были пройти тест на пространственное мышление, составленный на основе шкалы интеллекта Стэнфорд – Бине. В результате IQ группы, которая слушала Моцарта, был на 8–9 пунктов выше двух других. Как заявлялось в докладе, эффект был краткосрочным и длился не дольше 10–15 минут, в течение которых как раз и было проведено тестирование участников. В заключение авторами было высказано предположение, что несложная и содержащая много повторов музыка не окажет такого влияния на абстрактное мышление человека.

Восемь тысяч детей прошли тест на пространственное мышление после десятиминутного прослушивания музыки и в итоге был обнаружен «эффект Blur»

Эти удивительные результаты буквально взбудоражили общество, которое окрестило чудесный эффект именем композитора. Спрос на записи произведений Моцарта повысился, а губернатор штата Джорджия даже решил выдавать бесплатные CD с его музыкой каждой семье в честь рождения ребенка. Женщины стали уделять внимание прослушиванию классики во время беременности в надежде, что это сделает их ребенка одаренным. И вот в 1999 году оказалось, что все напрасно: в том же журнале Nature вышла статья под названием «Прелюдия или реквием для эффекта Моцарта?», в которой авторы на примере результатов шестнадцати исследований показали, что на самом деле музыка Моцарта не оказывает почти никакого влияния на мышление человека. К тому же они обратили внимание тех, кто специально растит детей на классической музыке, на то, что в эксперименте 1993 года вообще-то участвовали студенты, а не дети.

Авторы разоблачительной статьи заключили, что музыка могла простимулировать участников того эксперимента просто тем, что заставила их испытать наслаждение и, таким образом, способствовала лучшему настрою во время выполнения теста, а это привело к более высоким результатам. «Становится также понятно и то, почему не удалось обнаружить подобного эффекта другой музыки, которая могла быть не очень приятной или воодушевляющей для слушателей». Здесь напрашивается новое предположение: а вдруг на способности человека влияет только та музыка, которую он любит?