В одном из гипермаркетов «Ашан».

В одном из гипермаркетов «Ашан».

Марина Маковецкая / РИА Новости

Средняя продолжительность жизни граждан РФ составляет 71,2 года. Россияне снова стали жить дольше, рассказала сегодня президенту Путину министр здравоохранения Вероника Скворцова. Почему снова? Потому что не далее как осенью 2014 года Скворцова говорила о том же эффекте социальной политики государства, называя даже большую цифру – 71,6 года. Еще больший оптимизм в начале года выразила вице-премьер и куратор здравоохранения в правительстве Ольга Голодец: страна «вплотную приблизилась к возрасту 72 лет».

Вряд ли Путин раскусил этот статистический трюк, но все равно рассмеялся, предположив, что хорошие цифры объясняются падающим потреблением алкоголя: «Меньше пить стали?» Не только, поспешила уточнить Скворцова: «Безопасность на дорогах, своевременное оказание помощи медицинской, ну и профилактика, конечно». Здоровье нации укрепляется, невзирая на затяжной и тяжелый экономический кризис, похоже, согласились друг с другом участники протокольной встречи в Ново-Огареве. Впрочем, на фоне сокращения расходов на медицину и стремительно растущей бедности заявление, так позабавившее президента, и правда трудно принимать всерьез.

Продолжительность жизни россиян фактически не растет, а последние годы топчется на месте. Кроме того, средняя ожидаемая продолжительность жизни в России остается весьма низкой на общемировом фоне. По этому показателю, согласно исследованию, результаты которого в прошлом году опубликовал влиятельный медицинский журнал Lancet, страна занимает 108-е место среди 188 стран, располагаясь между Ираком и КНДР. С 1990 по 2013 год срок жизни в России увеличился на 1,8 года, в то время как в среднем на планете – на 6,2 года, отмечает американский Institute for Health Metrics and Evaluation.

Во многом таковы итоги работы ведомства Скворцовой. Медицинская помощь становится менее доступной, медперсонал сокращают десятками тысяч вместе с койками в стационарах. О качестве «своевременного оказания помощи медицинской» говорит рейтинг эффективности национальных систем здравоохранения от Bloomberg (составляется на основе данных ВОЗ, ООН и ВБ). В прошлом году Россия ожидаемо заняла в нем предпоследнее место среди пятидесяти государств (хуже дела только у Бразилии). В стране медицине традиционно предпочитают военные расходы. В связи с этим Россия стабильно в топе другого рейтинга – Боннского международного центра конверсии (BICC), рассчитывающего уровень милитаризации стран по соотношению бюджетных расходов на оборону и здравоохранение, военных и врачей к общей численности населения.

Профилактика, о которой упоминала министр, очевидным образом таит в себе огромный потенциал. «Значительный вклад в достижение поставленных целей [улучшения демографии] способно внести появление полезных и качественных продуктов на прилавках магазинов», – отмечает РАНХиГС в комментариях к Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Но с обострением кризиса качественных продуктов становится все меньше.