Следствие считает, что Россия не должна выплачивать $50 млрд бывшим акционерам ЮКОСа по решению Арбитражного суда в Гааге поскольку компанию приобрели незаконно, передает «Интерфакс» сообщение представителя Следственного комитета Владимира Маркина.

По версии следствия, в 1995 году сотрудники Михаила Ходорковского представили две компании для участия в залоговом аукционе по приобретению ЮКОСа: «Лагуна» и «Реагент». Конкурс выиграла первая из этих компаний, она получила кредит в банке «Менатеп» Ходорковского. Утверждается, что долг банку так и не вернули, в дальнейшем учреждение обанкротили.

«Таким образом, акции были получены Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, то есть фактически похищены», – прояснил Маркин позицию следствия, утверждая также, что Ходорковский так и не вложил $350 млн в развитие компании как обещал.

В дальнейшем, как считают в СК, акции переоформили на подконтрольные главе ЮКОСа компании «Халлей Энтерпрайзис Лимитед», «Юкос Юниверсал Лимитед» и «Ветеран Петролеум Лимитед», зарегистрированные на Кипре и острове Мэн, а оплата «отражалась лишь в документах для видимости, а фактически отсутствовала». Маркин заверил, что у СК есть показания свидетелей, в том числе директоров компаний, которые утверждают, что не имели никакой самостоятельности, но только выполняли указания собственника.

Таким образом Маркин пришел к выводу, что Ходорковский и его компании «не вносили никаких инвестиций», не являются инвесторами «и не имели права обращаться с иском в Гаагский международный арбитраж в связи с нарушением их прав как инвесторов».

«При обращении в этот арбитраж была нарушена процедура, и, соответственно, решение суда не подлежит исполнению», – заключил Маркин.

Представитель Ходорковского Кюлле Писпанен уже ранее отвергала данные следствия. Она называла сделку законной и замечала, что «даже в те смутные времена, 20 лет назад, никто не мог прийти с улицы и сказать: дайте мне килограмм акций ЮКОСа».

Владельцем активов ЮКОСа после распределения имущества компании стала государственная «Роснефть». Решение Гаагского арбитража вступило в силу в январе 2015 году, ежедневно объем выплат увеличивается примерно на $2,6 млн. В российский бюджет средства на выплату бывшим акционерам не заложены.