Mondadori / Getty Images
Столетие Пасхального восстания в Дублине, которое широко отмечалось в первую пасхальную неделю в Ирландии, а также в некоторых городах США (прежде всего в Нью-Йорке и Бостоне) и Австралии – один из примеров того, как в современном мире отмечаются юбилеи противоречивых событий, которые тем не менее являются частью чьего-либо национального мифа. Пример Ирландии оказывается особенно интересен еще и потому, что в данном случае национальный миф крайне враждебен по отношению к соседней Великобритании. И речь идет не только о событиях минувших веков, но и о вполне актуальном и не до конца остывшем (несмотря на официальное мирное соглашение) конфликте в Северной Ирландии. Празднование в таких непростых обстоятельствах – важный показатель, как нации готовы обращаться со своей сложной историей и не менее простой современностью.
Само по себе Пасхальное восстание можно было бы считать ярким, но не самым значимым эпизодом англо-ирландской истории. В понедельник Пасхальной недели 24 апреля 1916 года группа заговорщиков-республиканцев во главе с поэтом Патриком Пирсом и профсоюзным лидером Джеймсом Конноли начали в Дублине восстание против английского правления, заняв здание почтамта, городских судов и некоторые другие ключевые пункты. Восстание было практически неподготовленным, не получило большого развития за пределами Дублина и началось без координации с основными политическими силами Ирландии. Его единственным важным символическим актом стал выпуск декларации о провозглашении независимости Ирландии.
Поскольку восстание происходило в разгар Первой мировой войны, то с точки зрения британских властей стало ударом в спину сражающейся стране (собственно, на уязвимость Англии в условиях войны во многом и рассчитывали восставшие). Поэтому после первого шока мятеж был подавлен со всей решительностью, с применением пулеметов и артиллерии. Через неделю боев Пирс подписал приказ о капитуляции и сдался со всеми уцелевшими бойцами. Восставших вели по улицам города под крики проклятий местных жителей, которые винили в бессмысленных разрушениях именно их.
Еще недавно любое отмечание дня Пасхального восстания в Ирландии было в первую очередь политической акцией
Возможно, восстание осталось бы в общей памяти как выходка авантюристов, если бы не последующие действия британских властей – повстанцы были преданы военному суду, который вынес в общей сложности 90 смертных приговоров. Четырнадцать из них, в том числе в отношении Пирса и Конноли, были приведены в исполнение. Так авантюристы, решившиеся на акцию, заранее обреченную на провал, стали мучениками национального движения. Вероятно, у Британии не было возможности поступить иначе – восстание было поднято во время войны и, между прочим, проводилось с расчетом на поддержку со стороны Германии. Однако для ирландцев это стало очередным доказательством жестокости британских властей. Именно это позволило партии «Шинн Фейн», не принимавшей участия в восстании, но тем не менее всегда являвшейся сторонницей разрыва с Великобританией, завоевать популярность среди местных жителей и в 1919 году начать вооруженную борьбу, завершившуюся выводом британских войск и фактическим признанием самостоятельности острова без Северной Ирландии.