Maxim Shemetov / REUTERS
«Стой. Куда? Стоять! Стоять!» – приблизительно такие крики, если верить источнику «Коммерсанта», сотрясали кабину пилотов Boeing 737–800 лоукостера Flydubai в трагический день 19 марта. Это были последние слова экипажа – через считаные секунды при попытке зайти на повторную посадку самолет с 62 пассажирами на борту разбился в аэропорту Ростова-на-Дону. Изданию рассказали о «перетягивании» штурвала, то есть несогласованных попытках пилотов, управлявших в тот момент лайнером в ручном режиме, справиться с критической ситуацией.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК), куда журналисты обратились за комментарием, предпочел не делать никаких громких заявлений до завершения официального расследования (пока утверждается лишь то, что судно было исправным). Но независимо от заключения сама по себе версия конфликта пилотов не выглядит слишком фантастичной. Проблема давно привлекает внимание исследователей: коренной причиной большинства авиакатастроф некоторые из них считают вовсе не технические дефекты и даже не ошибки в управлении, а то, как пилоты обмениваются жизненно важной информацией.
«Неэффективность общения и неадекватность руководства» объясняют многие трагедии, считают эксперты Международной организации гражданской авиации (ICAO). Там отмечают, что в традиционных учебных программах, как правило, упор делается «почти исключительно на технических аспектах летного дела», а социологию, психологию, физиологию упускают из виду. «В гражданской авиации не привлекается наука о человеке», – считает Владимир Пономаренко, российский эксперт в области авиационно-космической медицины и психологии. Хотя должна бы: «летательный аппарат управляется экипажем всего из двух человек, время полетов достигает теперь 15 и более часов», «человеческий фактор функционирует в принципиально новых условиях».
Между тем проблемы во взаимоотношениях между пилотами знакомы авиакомпаниям по всему миру, как и связанные с этим риски.
Взять, к примеру, вопрос субординации. Насколько второй пилот участвует в принятии решения в критический момент? Готов ли командир экипажа признать свою ошибку и согласиться с мнением коллеги? Насколько принятые в обществе правила общения с руководством (старшими по званию или по возрасту) влияют на поведение пилотов в чрезвычайной ситуации?
Вот как передают отношения между пилотами российские эксперты.
«Информация, поступающая от второго пилота, который моложе и с меньшим опытом, ставит под сомнение решения капитана воздушного судна и ничего, кроме бури негодования, не вызывает», – описывает типичную ситуацию Валерий Козлов, специалист в области психофизиологии полетов. Это подтверждают слова одного из старожилов российского форума для авиаторов forumavia.ru, недавно поднявшего вопрос психологической совместимости членов экипажа: «Если капитана что-то не устраивает во втором пилоте, можно просто рявкнуть на него, и он замолкнет на весь полет и к штурвалу не прикоснется. При этом качество полета в обычных условиях не изменится».
В обычных условиях, возможно, и нет.