Dado Ruvic / Illustration / REUTERS

В понедельник, 13 июня корпорация Microsoft объявила о покупке профессиональной социальной сети LinkedIn за $26,2 млрд. Новость вызвала волну обсуждений в технологическом сообществе и медиа. Многим причины и смысл сделки кажутся неочевидными: почему LinkedIn согласилась на продажу, когда глава сервиса Джефф Вейнер неоднократно в прошлом заявлял о желании сохранить независимость? Зачем Microsoft компания, которую считают «унылой кузиной» Facebook, с акциями, потерявшими 48% стоимости за последние семь месяцев? Наконец, почему так много – сделка стала одной из крупнейших в технологической индустрии после эпохи доткомов.

Зачем сделка акционерам LinkedIn?

Есть как минимум три причины, по которым руководство сети профессиональных контактов могло решиться продать сервис. Во-первых, компания очень подешевела в этом году. В ноябре прошлого года акции LinkedIn стоили $252 за штуку, на пике – в феврале 2015-го – их стоимость достигала $269. Десятого июня 2016-го – до объявления о сделке – они стоили $131. Таким образом, Microsoft предложила LinkedIn почти 50-процентную премию к рынку: при цене $26,2 млрд каждая акция оценивается в $196.

Вторая и третья причины: рост LinkedIn замедлился. Согласно последнему отчету компании, рекламные доходы сервиса (18% общих доходов) в финальном квартале 2015 года выросли на 20%, что очень мало по сравнению с показателями последнего квартала 2014 года – 56%. По прогнозу исследовательской фирмы eMarketer, в 2016 году рост рекламных доходов LinkedIn в США сократится до 9,5%. Нефинансовые показатели сервиса тоже буксуют. На сайте продолжают появляться новые профили пользователей, но число уникальных посетителей во втором и четвертом кварталах 2015 года не выросло по сравнению с первым и третьим кварталами соответственно.

Зачем сделка Microsoft?

По словам главы Microsoft Сатьи Наделлы, приобретение соцсети для деловых контактов позволит его компании «расширить возможности» и привлечь новых пользователей: предполагается, что продукт для профессионалов Microsoft Office идеально сочетается с сетью для профессионалов. Что скрывается за этими типичными для пресс-релиза словами? Как отмечает Vox, и LinkedIn, и Microsoft уже давно перестали считаться «классными». Сегодня обе компании попадают скорее в категорию «скучные», и ту и другую называют унылыми кузинами более популярных Apple, Google и Facebook.

Но приобретение LinkedIn закрепит изменения в стратегии Microsoft, которые ускользнули от внимания многих. Сегодня корпорация уже не стремится продавать ПО для компьютеров, а хочет продавать технологичные услуги бизнес-клиентам. И профессиональная соцсеть идеально вписывается в эту стратегию: она поможет гиганту не только привлечь новых пользователей, но и укрепить отношения с уже имеющимися.

Хотя аудитория LinkedIn (433 млн пользователей) не так широка, как у Facebook, или Twitter, или Instagram, эта аудитория состоит из людей, которые приносят деньги. Компании готовы платить – и хорошо платить – за поиск лучших сотрудников, и так уж вышло, что LinkedIn стала местом, где их можно найти. Инструменты по поиску персонала для бизнеса принесли сервису почти две трети его выручки в прошлом году.

$26 млрд – это слишком или нет?

Microsoft постоянно переплачивает за новые приобретения. В связи с последними новостями комментаторы уже припомнили корпорации покупку aQuantive за $6,2 млрд, Skype Technologies за $8,5 млрд, Nokia за $7,2 млрд. Цена за LinkedIn стала самой высокой для Microsoft, и главный вопрос, который многие задают себе, оправдает ли сделка ожидания или, как другие, обернется убытками.

Если верить известному аналитику и автору Томасу Дэвенпорту, на самом деле в LinkedIn есть скрытая ценность. Дэвенпорт отыскал семь возможностей, которые Microsoft может использовать, чтобы покупка не превратилась в напрасную трату денег, главным образом они связаны с введением новых и улучшением имеющихся услуг для профессионалов.

В итоге, говоря, что LinkedIn – это скучно, мы, возможно, слишком упрощаем. LinkedIn – это не сайт для поиска работы/сотрудников и не унылый аналог Facebook. Это все равно что называть Google интернет-поисковиком. Купив LinkedIn, Microsoft купит одну из самых влиятельных и хорошо специализированных медиакомпаний с читаемым и постоянно обновляемым контентом; здесь можно видеть заметки известнейших предпринимателей, топ-менеджеров, экономистов, политиков и политологов. Сумеет ли Microsoft с умом реализовать немалые возможности, которые заложены в LinkedIn, – вот вопрос, ответа на который нужно ждать после самой обсуждаемой сегодня сделки.