Этим летом был 50-летний юбилей культурной революции в Китае, в связи с чем я перечитывал «Психологию народов и масс» Густава Лебона. Напомню, Лебон выявил «толпу» как особый социально-психологический феномен. «Cкопление людей демонстрирует новые характеристики, совершенно отличающиеся от характеристик индивидов, из которых толпа состоит. Чувства и идеи всех собравшихся принимают единую направленность, а их сознательные личности растворяются в толпе». Человек в толпе воспринимает и ведет себя принципиально иначе, чем тот же самый человек отдельно, выйдя из толпы. Позже он не понимает, что с ним произошло, как он мог чувствовать и делать то, что чувствовал и делал.
Человек толпы мыслит не логически, а последовательностями эмоциональных образов, он не принимает сложности. В толпе побеждает самое простое и радикальное решение из имеющихся, здесь нет места индивидуальной ответственности. Человек делегирует контроль за собой толпе в целом, все его мотивации продиктованы стремлением плотнее слиться со всеми путем возгонки в себе коллективного эмоционального переживания, ни в коем случае не выпасть из толпы, не растождествиться с ней. Человек толпы ищет «врагов народа», чтобы вместе со всеми их уничтожить. Новация Мао Цзэдуна во время культурный революции заключалась в том, что он понял: психология толпы совпадает с психологией подростка, подросток в отличие от взрослого почти всегда находится в состоянии потенциального члена толпы и ищет группу, стайку, секту, к которой можно примкнуть. Так были изобретены хунвейбины.
Размышляя над этой темой, я пришел к выводу, что время толпы, каким был ХХ век, ушло. Люди гораздо разобщеннее, нет больших масс эпохи индустриального производства, уходит практика перенаселенности, когда на человека приходилось пять квадратных метров жилого пространства и основное свободное время он проводил на улице и т.д. Толпу стало трудно собрать.
Теперь этот вывод представляется мне ошибочным.
По личным обстоятельствам я заметил новое явление толпы недавно. Я попытался рассказать о профессиональных идеях, которые стояли за проектами благоустройства в Москве, и оказался объектом массовой ненависти в фейсбуке. Разумеется, специфика ситуации может искажать мое восприятие — когда тебя травят, сохранение холодности ума требует серьезных усилий. Но тем не менее мне показалось интересным следующее.