Jonathan Ernst / REUTERS
Для американского термина «rally» нет точного русского перевода – это, конечно, не митинг в современном российском представлении. Это скорее слет сторонников, «встреча с избирателями» – способ дать импульс избирательной кампании, мобилизовать поддержку в регионе, где проходит мероприятие. Корреспондент Slon Magazine побывал на предвыборном rally кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трампа 22 сентября в пригороде Филадельфии Честере.
Таких митингов в финальной части президентской гонки будет немного. Из-за особенностей избирательной системы США (при простом большинстве голосов за одного кандидата в штате ему переходят все голоса выборщиков от этого штата) избирательная кампания в большей части страны фактически замерла. Никто не сомневается, что традиционно голосующая за демократов Калифорния поддержит Хиллари Клинтон, а республиканский Техас – Трампа. Все внимание сосредоточено на так называемых swing states или battleground states – колеблющихся штатах, в которых может произойти реальная борьба, – таких как Огайо и Флорида. К этим регионам относится и Пенсильвания: крупнейший город Филадельфия (преимущественно черное население) будет за Клинтон, небольшие города (преимущественно белое население) – за Трампа.
Jonathan Ernst / REUTERS
Митинг Трампа проходил в одном из ангаров киностудии, известной тем, что там снимает большинство своих фильмов режиссер «Шестого чувства» Найт Шьямалан. Автобус вез российских журналистов из Филадельфии в Честер через по-настоящему депрессивные районы, вид которых вполне мог вписаться в классическую советскую телепередачу про «загнивающий Запад». Пенсильвания – некогда мощнейший промышленный центр – испытывает типичные проблемы, связанные с переносом производства в регионы с дешевой рабочей силой и развитием экономики знаний. И это, конечно, повестка Трампа, который обещает помочь простому (белому) рабочему человеку, остановив, как он считает, несправедливое обогащение Китая и Мексики за счет США.
Оформление зала по сравнению с другими rally этой кампании было скромным и минималистичным. Оживление вносила разве что установленная на сцене копия скульптуры героя Сильвестра Сталлоне Рокки (оригинал стоит в Филадельфии, там происходит действие фильма, который в городе очень любят). Сам Трамп вышел на сцену под главную музыкальную тему из «Рокки».
Главная возрастная группа участников митинга – 35–60 лет. Молодых людей собралось очень мало, хотя детей хватало – многие приходили семьями. Почти все как в униформе – простые футболки на пару размеров больше, шорты хаки c карманами, кроссовки. Совсем немного людей неевропейской внешности, и только одна группа чернокожих. Американский сопровождающий сразу сказал, что, скорее всего, это протестующие. Так и оказалось: в начале речи кандидата они стали что-то кричать, и Трамп привычно призвал охрану их «вышвырнуть»; толпа подхватила призыв. Интересно, что он отдал должное сторонникам Берни Сандерса, которые в таких же эпизодах отказывались уходить, и их приходилось выводить силой. Сторонники Клинтон покорно вышли из зала сами.