На уроке астрономии.

На уроке астрономии.

Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС

Российские технократы уже давно говорят о том, что система образования в стране, в том числе школьная, имеет явный гуманитарный уклон – языки, история, всевозможные социальные предметы. В пример ставится школа советских времен – насыщенная математикой, физикой, химией. Поэтому предложение министра образования Ольги Васильевой заменить в школах второй иностранный язык на астрономию не удивляет.

Действительно, XXI век на дворе, астрономию знать бы надо. Вот учили в десятом классе ее 26 лет назад – и как было хорошо, а то сейчас, по данным опросов, 32% россиян убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли.

Астрономия действительно замечательный предмет, и автор этих строк с удовольствием открывал учебник – 40 лет назад. Но с тех пор ушло много времени, и именно время показало, что многие вещи стоит преподавать школьникам несколько по-иному.

Задумаемся: всем ли людям нужно обязательно знать детали строения Марса, чем отличается синодический месяц от сидерического или что такое Главная последовательность? Очевидно, что нет – планетологов и профессиональных астрономов на свете не так много, и нет необходимости формировать из них научные роты.

Что должен знать средний гражданин? Какие-то практические вещи. Например, чем отличаются звезды от планет и почему по звездам можно ориентироваться, когда отказал GPS или ГЛОНАСС, а по планетам – нет (они быстро перемещаются). Что такое кометный хвост и почему не надо бояться, что Земля пройдет через него. Что такое геомагнитная буря и чего стоит опасаться, а что не стоит брать в расчет.

В курсе физики есть смысл сделать акцент на природу термоядерного синтеза, питающего звезды, и объяснить, что каждый атом нашего тела, каждая пылинка – это результат термоядерных реакций. А золото, которое сверкает в сережках соседки по парте, появилось во время взрыва сверхновой звезды.

Если на этом этапе ученик проявит недюжинные способности в математике и физике на фоне интереса к астрономии, то флаг ему в руки, помощь общества и семьи, – и, возможно, он откроет нам нечто новое и удивительное. А в противном случае он будет просто понимать, в какой Вселенной мы живем. И при случае будет использовать практические навыки.

Что касается языков, то я помню время, когда в ходу было словосочетание «язык вероятного противника». Изучение языка было своего рода подготовкой к столкновению с иным миром, и даже в том случае, если это было знакомство со страной социалистической, то все равно другой – и потому отчасти подозрительной.