В 2017–2019 годах расходы российского бюджета на образование и здравоохранение в процентах ВВП вернутся на уровень 2006 года. Об этом говорится в аналитическом обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» (КГБ) за период 16 сентября – 17 октября, подготовленном Центром развития Высшей школы экономики (ВШЭ) и поступившем в Slon Magazine.

Экономисты отметили, что бюджетные траты на образование с 2007 по 2016 год практически не росли, за исключением кризиса 2009 года и 2012–2013 годов, когда учителям повысили зарплаты в рамках выполнения «майских указов» президента. Что касается медицины, она за прошедшее десятилетие «практически ничего не получила от роста общей величины расходов».

Кроме того, последние несколько лет федеральный бюджет «последовательно самоустранялся от финансирования указанных сфер», указывается в КГБ. Расходы на образование из федерального бюджета сократились с 1% ВВП в 2013 году до 0,7% ВВП в 2016-м, а к 2019 году должны уменьшиться до 0,6% ВВП. Расходы федерального бюджета на здравоохранение к 2019 году составят всего 0,4% ВВП против 0,7% ВВП в 2013 году.

Специалисты ВШЭ подчеркнули, что правительству РФ так или иначе придется найти новые источники финансирования для указанных сфер. Один из вариантов – ввести дополнительные налоги на уровне регионов и взносов в ОМС или пойти на софинансирование этих услуг населением. Другим способом мог бы стать «бюджетный маневр», в ходе которого власти могли бы «поискать, что еще можно сократить кроме согласованных 6% в оборонных расходах».

«Можно проблему не решать, оставить ее на попечение регионов и в конце концов позволить финансированию этих важнейших для населения сфер съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран, не имеющих таких демографических проблем как Россия и могущих в силу этого рассчитывать на экстенсивное расширение населения и количества работников, не заботясь особенно ни об их здоровье, ни об уровне образования», – отмечается в обзоре.

Согласно проекту бюджета РФ на 2017–2019 годы, через три года дефицит бюджета должен сократиться до 1,2% ВВП по сравнению с ожидаемых 3,7% ВВП в текущем году. Для этого расходы бюджетной системы также должны уменьшиться, в первую очередь за счет снижения расходов федерального бюджета – с 19,8% ВВП в 2016 году до 18,5% ВВП в 2017-м и 16,2% ВВП в 2019-м. При этом Минфин предлагает увеличить засекреченную часть расходов – в связи с необходимостью погасить кредиты оборонных предприятий.