ESA / Getty Images
В последние годы на неудачи российской космонавтики не указывал только ленивый. Многочисленные аварии, неудачные запуски «Протона-М», скандал с хищениями при строительстве космодрома Восточный – поводов усомниться в космическом могуществе России было достаточно. Ситуацию усугубляет то, что фундаментальные космические исследования практически прекратились: за 25 лет наша страна организовала всего две межпланетные миссии, и обе закончились провалом. Это стало тяжелым ударом по репутации страны, которая еще недавно на равных участвовала в космической гонке с США и по праву считала Европу младшим партнером. Кажется, Россия безвозвратно отстала от государств – лидеров космической отрасли и обречена быть в арьергарде, опираясь исключительно на советское наследство. Но так ли это?
Не все потеряно
Наша страна, которая сегодня демонстрирует очевидные успехи в военном строительстве, не может похвастаться такими же яркими достижениями в мирном космосе. Причин деградации несколько. Во-первых, космическая отрасль достаточно консервативна: как и в кораблестроении, в космосе по сей день используются многие инженерные решения, разработанные полвека назад. В частности, поэтому в нашей стране продолжали запускать ракеты и строить международную орбитальную станцию в разгар 1990-х годов – тогда кризис еще попросту «не догнал» эту сферу. Некоторые системные проблемы выявились только в начале 2010-х годов.
Датчики угловых скоростей установили вверх ногами. Естественно, они не входили в пазы, поэтому их просто забили кувалдой
За это время произошло падение технологической культуры. Это проблема не только космической сферы и не только российская. В определенный момент возник миф о невостребованности рабочих профессий, которые в связи с этим потеряли престиж во многих постиндустриальных странах. В результате была практически полностью уничтожена система среднего профессионального образования, а вместе с ней и профессиональная рабочая культура. Последствия не заставили себя ждать: например, при сборке ракеты-носителя «Протон-М» датчики угловых скоростей установили вверх ногами. Естественно, в таком положении они не входили в пазы, поэтому их просто забили туда кувалдой. Сложно представить такое технологическое решение во времена Советского Союза.
Но, несмотря на системный кризис, у российской космической отрасли есть свои успехи.