
На акции «Бессмертный полк» в Москве, 2015. Фото: Дмитрий Доронин
В 2012 году в Томске происходит событие, последствия которого мы все знаем – Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин, Игорь Дмитриев проводят первую акцию «Бессмертный полк». В основе этого движения лежала благая идея – сохранить в современном обществе, постепенно остающемся без ветеранов войны, интимную, семейную память о воевавших и погибших. Для этого в Томске предложили нести фотографии солдат, чтобы павшие и подзабытые прошли строем еще раз. Идея витала в воздухе – что-то подобное предлагали в то же время и в других местах. Так, например, в 2013 году в Ульяновске родилась идея акции «Мои сражались за Родину»: ее автор предложила выставлять в окнах квартир и учреждений портреты погибших на войне. Но ни одна из предложенных идей не имела такого ошеломительного успеха, как томский «Бессмертный полк» – именно в этом формате можно было не просто помянуть тех, кто воевал, но помянуть через публичное действие.
И вот прошло несколько лет. Начиная с 2014 года и по настоящий момент вокруг «Бессмертного полка» не утихают бесконечные споры и скандалы. Участники «Бессмертного полка» активно выкладывают свои селфи на фоне старых фотографий и георгиевских ленточек, а их оппоненты сопровождают такие посты язвительными репликами «трупоносы» и «победобесие».
Почему так произошло? Почему страх перед потерей личной, семейной памяти о войне привел к новой войне? Конечно, это война символов, но все же это война. Общая тенденция в СМИ – объяснять эту символическую войну политической мобилизацией последних лет. Но дело в том, что если мы считаем людей не безголовыми куклами, которые пассивно и бездумно подчиняются любой «инициативе сверху», а полноправными субъектами, то мы должны пытаться увидеть и объяснить их внутреннюю мотивацию, а не просто сказать: это все «политическая мобилизация» и «их всех заставили».
Для ответа на этот вопрос наша антропологическая группа изучает, как люди празднуют День Победы на самом низовом уровне – не только в мегаполисах, но прежде всего в маленьких городах и деревнях и в самых разных частях нашей страны. В этой колонке – короткий рассказ о том, как празднуется День Победы и проводится «Бессмертный полк» в небольшом городе N. Город N существует – но пусть читатель не пытается его угадать. А вместо этого посмотрит вокруг себя внимательно – с очень большой вероятностью он узнает свой, ибо происходящее типично.
А хождение с портретами мертвых чем то от кидания зиги концептуально отличается?
Ведь получается, что это исключительно русские люди - победители, а остальные унтерменши только зиги кидать способны, переписывают историю, себя выгораживают. Только Бессмертный Полк от этого и спасет.
Вы знаете, Евгений, отличается, причем безотносительно контекста (я ведь так понимаю, что контекст Вам представляется совершенно симметричным).
Хождение с портретами мертвых всегда предполагает не совсем праздничное, и не совсем победоносное настроение (люди-то все же мертвы), в то время, как другое действие, выбранное Вами для сравнения, как правило, выражает совсем иное настроение: восторженное, победоносное, и устремленное в бессмертие (идея-то ведь живёт).
...драки школьников портретами на репетиции...
Живо вспоминаю все эти мероприятия в середине-второй половине 80-х, когда сам был школьником.
Я, так понимаю, что Вы, к сожалению, Иван не помнящий родства. Евреи, например, помнят своих предков на много поколений назад и гордятся ими, независимо от того, что они делали в прошлом. Вспоминают. И правильно делают. И никто их за это не винит. Каждый человек должен знать свою историю и своих предков, если он хочет оставаться человеком. А нам, не только русским, но и другим нациям потерявшим в Великой Отечественной войне близких, отвоевавших победу у нацистов, освободивших страну от фашистов, вы почему то это запрещаете. Вы, собственно кто? Кто вы есть такой? Вы то, что сделали на белом свете, чем вы можете гордиться? Этими паскудными комментариями? У вас плохое будущее. Не будет вам покоя на этой земле!
Самое важное качество мертвых - их спросить нельзя, поэтому можно думать за них, нокаутируя какого-нибудь украинца: 'твой дед-ветеран в гробу от тебя переворачивается'. А с мертвыми сложно спорить.
А Вам не кажется странным, что эта самая "навязанная" мотивация оказывается успешно навязанной не только там, где её методично "навязывают", но и там, где "навязывают" совсем иную, чуть ли не противоположную мотивацию (Нью-Йорк, Торонто), и даже там, где заведомо никто никакой мотивации по этому поводу не навязывает, например в Чили??
Без ответа на этот вопрос Ваша гипотеза о том, что участники этой акции самостоятельными субъектами не являются, боюсь, несколько провисает:(
И даже более того, даёт право усомниться, а НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ САМА ЭТА ГИПОТЕЗА О БЕССУБЪЕКТНОСТИ УЧАСТНИКОВ КЕМ-ЛИБО НАВЯЗАННОЙ?
Интересно, а куда вы ходите, какие праздники отмечаете и вообще, что вас в этой жизни интересует, кроме как набить брюхо? У вас есть родители или вы круглый сирота? Может быть вы детдомовский из города Урюпинска и вас кроме краюхи хлеба ничего не интересует? Кто ты чудище?