Фото: Shamil Zhumatov / Reuters

Фото: Shamil Zhumatov / Reuters

Предсказывать закат доллара – давняя и в целом безобидная забава маргинального антиамериканизма. Но теперь сопротивление главной мировой валюте выходит на более высокий политический уровень, и от этого не так-то просто отмахнуться.

Пока турецкая лира продолжает стремительно обесцениваться на фоне резкого ухудшения отношений страны с США, президент Реджеп Тайип Эрдоган призывает сограждан избавляться от долларов. Он объявил о планах решительного перехода на расчеты в нацвалютах с крупнейшими торговыми партнерами, включая Китай, Россию и Иран.

Об отношении Кремля к такой инициативе легко догадаться («Это то, к чему мы стремимся»). «Будем больше осуществлять расчеты не в американских долларах, а в национальной валюте, в других валютах, в том числе и в европейской валюте, и, по сути, эти ограничения выйдут боком для тех же самых американцев», – прокомментировал на днях министр финансов Антон Силуанов угрозу расширения санкций, предполагающих запрет на расчеты в долларах для крупнейших российских банков.

Ранее власти Ирана, чья валюта пострадала из-за переменчивости санкционной политики США, уже обязали национальные госучреждения и бизнес проводить расчеты исключительно в евро. Наконец, бездолларовую двустороннюю торговлю со все большим числом государств последние годы пытается выстраивать Китай.

Посмотрим, как на тревожную тенденцию реагирует сам доллар.