Ключевой лозунг в избирательной кампании Сергея Собянина на пост мэра Москвы – сделать столицу «еще лучше»: еще безопаснее, еще зеленее и даже еще душевнее. Как и во многих других российских городах, статус действующего мэра позволяет кандидату от власти использовать в своей кампании месседж «крепкого хозяйственника», который много сделал для города, но не может бросить начатое на полпути.
Однако все сделанное Собяниным – от 30 новых станций метро и километров велосипедных дорожек до парка Зарядье – достигнуто за счет колоссального увеличения бюджета Москвы. За восемь лет расходы московского бюджета выросли почти в два раза, и сегодня это примерно четверть бюджетов всех остальных регионов вместе взятых; к 2021 году расходы вырастут до 2,5 трлн рублей. На одного жителя города в 2017 году приходилось 170 тысяч рублей бюджетных трат, тогда как в среднем по стране это 60 тысяч рублей.
Сверхконцентрация ресурсов в столице обеспечивает мэру симпатии москвичей и, вероятно, сыграет положительную роль на ближайших выборах. Но хорошо ли это в долгосрочной перспективе? Даже если мэрии удастся в будущем поддерживать аналогичный уровень затрат, это не решит проблему политической стабильности. Наоборот, как показывают исследования, такая сверхконцентрация ресурсов и людей в столице создает долгосрочные риски для политической элиты. Есть основания считать, что эти риски актуальны и для нынешней российской власти.