Леонид Богуславский. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Леонид Богуславский. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Книга «Бизнес из ничего, или Как построить интернет-компанию и не сойти с ума» журналиста Владислава Моисеева (вышла в издательстве «Альпина Паблишер») — сборник монологов крупных российских IT-предпринимателей. Они охотно рассказывают о своих успешных проектах и (возможно, чуть менее охотно) — о провальных. Неожиданные повороты судьбы, боль разочарования, эйфория, заблуждения, мудрость — все это вдоволь представлено в личных историях героев. Для публикации мы выбрали главу, в которой известный инвестор Леонид Богуславский объясняет, что принял, а с чем не смог смириться в бизнесе, и почему предпочел риски неопределенности гарантиям высокооплачиваемой работы.

Есть такое слово — «ботаник». Считается, что это качество несовместимо с бизнесом. Особенно если говорить не об уровне интеллекта человека, а о его этических стандартах. Но я, пожалуй, все эти годы был именно ботаником, при этом мне как-то удавалось вести успешный бизнес. Например, Березовский никогда ботаником не был. Он понимал, что вычеркнуть друга из бизнеса исходя из каких-то своих интересов — это нехорошо, но если нужно для его дела, то он на это шел. Я бы на это никогда в жизни не согласился. Как выразился однажды еще один наш компаньон по «ЛогоВАЗу» Самат Жабоев: «Леня не хочет быть хулиганом. Мы хотим, а Леня не хочет». Да, я не хотел быть хулиганом, хотя вырос в одном из самых хулиганских районов Москвы — Благуше. Возможно, многие вещи не совершал лишь потому, что не мог для себя двигать ту границу, до которой можно быть жестким, правдивым и откровенным. Не был уверен, что, переступив эту черту, я смогу вернуться назад.

Иногда это качество помогало, но бывали случаи, когда оно сильно мешало. Приведу пример. Речь уже о моем инвестиционном этапе. К нам первым на радар попала компания «ВКонтакте». Ей было всего два месяца от роду, они только сайт запустили. Мы тогда мониторили рост трафика на различных ресурсах, чтобы понять, где возникает какая-то интересная бизнес-модель. И заметили, что у ВК сильно вырос трафик буквально за два месяца. Мы с ними встретились и начали говорить про инвестиции. Стало понятно, что нужна довольно приличная сумма по тем временам. У нас таких денег не было, и я занял такую позицию, что раз нет таких денег, то что я буду морочить ребятам головы и тратить их время. Считал, что нужно делать лишь те сделки, на которые у меня деньги реально есть.

Это была ошибка. Юрий Мильнер действовал иначе: сначала подписывал соглашение, а потом искал деньги. Ставя свою подпись, он не знал, найдет ли вообще эти деньги. Но с соглашением на руках ему уже было гораздо легче их найти. Он ходил по знакомым, по рынку и в итоге добивался своего. И это правильная тактика. А мое решение тогда было совершенно ботаническое, и сейчас я это понимаю. Но все это вовсе не значит, что нужно стремиться быть на кого-то похожим. Есть ведь и такие люди, которые ради достижения цели готовы абсолютно на все. Можно обыграть всех в дензнаках, но при этом окружающие будут считать, что ты подонок последний. Это выиграть или проиграть?