
Люди на площади в Пхеньяне во время Нового года. Фото: KCNA / Reuters
Долгое время Северная Корея находится под международными санкциями из-за своей ядерной программы. В последние несколько лет США и ООН постоянно ужесточают ограничения в отношении Пхеньяна, в то время как тот ищет новые способы обойти запреты. Однако санкции возымели любопытный эффект – из-за них КНДР фактически пришлось организовать альтернативную финансовую и торговую систему, позволяющую стране беспрепятственно совершать зарубежные сделки и поддерживать собственную экономику.
Пациент скорее жив
Чтобы избежать ограничений и привлечь необходимую иностранную валюту, в ход идут самые разные способы. Среди них хакерские атаки и контрабанда, мошенничества с криптовалютами, производство и продажа наркотиков, экспорт гастарбайтеров. При этом очередные заслоны на обходных путях Пхеньяна (в частности, в конце 2017 года в ООН было решено, что все трудовые мигранты из КНДР должны быть высланы на родину в течение двух лет, а экспорт энергоресурсов из республики – резко снижен) пока, кажется, не слишком эффективны.
Профессор Университета Джона Хопкинса Стив Хенке в апреле 2018 года отмечал, что северокорейская экономика гораздо стабильнее и устойчивее, чем может показаться, – во многом благодаря черному рынку, активно действующему в условиях санкций. Более того, как указывала New York Times, экономика КНДР даже демонстрирует признаки роста во время правления Ким Чен Ына – за счет небыстрых и неполных, но все же рыночных реформ.
Цифры смешные в масштабе страны - 3, 33... и даже 700 за долгий период. Как они обеспечивают устойчивость экономики?
и КНДР до свидания ?
КНДР выгодна всем [внутренним|внешним] игрокам.
Обьединённая Корея никому не [срʌ('с)ла́с❜].