Биржевые инвестиционные фонды (Exchange traded fund, ETF) считаются одним из самых передовых и быстро развивающихся инструментов для тех, кто желает с пользой вложить свои средства. В свою очередь, финансовые менеджеры, ведущие борьбу за деньги потенциальных клиентов и желающие повысить свои прибыли, вынуждены создавать привлекательные для инвесторов тематические ETF. И здесь может быть использована буквально любая идея (как правило, модная) – от биткоинов и космоса до веганства и марихуаны.
Что такое ETF?
На сайте Московской биржи, например, есть вполне понятное объяснение даже для далекого от мира финансов человека. Там такие фонды описывают как «прозрачную “упаковку”, в которой можно купить “весь рынок целиком”, то есть через брокерский счет вложиться во все ценные бумаги, входящие в соответствующий индекс». Благодаря такому подходу у инвестора имеется возможность диверсифицировать собственные риски. И во многом именно он позволил ETF стать доминирующим инструментом в сегменте пассивных инвестиций (когда в приоритете у игроков – максимально избегать рисков), а также показать бурный рост.
Первые ETF появились в начале 1990-х годов. До того, как глобальные рынки потряс финансовый кризис, совокупные активы под управлением таких фондов по всему миру не превышали $700 млрд, но затем они начали быстро увеличиваться. В 2009 году активы ETF впервые превысили $1 трлн, а число фондов достигло тысячи. В 2017 году совокупные активы под управлением ETF составили более $4 трлн (число самих фондов выросло почти впятеро), а в прошлом году – $5,3 трлн. Примерно 70% этого рынка приходится на США. В России на Московской бирже торгуется с десяток иностранных ETF и всего один такой фонд, созданный по российскому праву – его осенью 2018 года запустила УК Сбербанка (ее конкуренты, впрочем, считают, что к новому фонду нельзя применять название ETF).