Илья Гаффнер, свердловский депутат-единорос, как-то посоветовал россиянам «задуматься о здоровье и поменьше питаться». Прошло четыре года, и теперь у власти новое конструктивное предложение – сделать рацион населения более питательным, а главное – натуральным. В конце минувшей недели в правительстве объявили о скором появлении полок в магазинах с органическими продуктами, отвечающими критериям качества и принципам здорового питания, а также о планах государства увеличить их производство.
У рынка органического продовольствия в стране нелегкая судьба. Инвесторы порой теряли к нему интерес еще до того, как бизнес показывал первую прибыль. Помешанный на здоровом питании Николай Цветков – тогда еще основной владелец «Уралсиба» и преуспевающий банкир – в середине 2000-х создал пару таких магазинов в Москве, но в итоге закрыл их, так и не сумев продать. На месте одного из них на Рублевском шоссе впоследствии открылся дискаунтер «Пятерочка».
Сеть «Пятерочка» входит в X5 Retail Group, лидера российской розницы по выручке, которым владеет миллиардер Михаил Фридман с партнерами по «Альфа-групп». Компания работает в различных торговых форматах и с разными ассортиментными матрицами, но в экспериментах с органической едой до сих пор не замечена – по крайней мере, в России. В 2017 году L1 Retail, инвестфонд совладельцев «Альфы», вложился в британскую сеть органических продуктов Holland & Barrett, заплатив за нее $2,3 млрд – что вдвое больше всего этого рынка в РФ (Союз органического земледелия оценивает его в $120 млн).