Освящение танков Т-34 из Лаоса в Наро-Фоминске. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Освящение танков Т-34 из Лаоса в Наро-Фоминске. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Уже весной в России появится новый телеканал – «Победа». Делать его будут специалисты Первого, обещают фильмы о войне, художественные и документальные, реконструкцию событий в ставке верховного главнокомандования, а также рассказы о «Бессмертном полке» и работе поисковиков. Не самое по нашим временам страшное начинание, конечно. И новость вполне проходная: мир кабельного ТВ богат, каналов, эксплуатирующих ностальгию по Союзу, хватает, один так прямо и называется – «Ностальгия».

И даже шутку про то, что все телеканалы РФ должны на самом деле называться «Победа-1», «Победа-2», «Победа-24» и так далее, уже пошутили до меня.

Но в хорошей шутке – большая доля правды, и появление нового телеканала – повод, чтобы поговорить о вещах более серьезных. Может быть, даже более интересных, чем фильмы про войну. Хотя я в детстве любил фильмы про войну. Отлавливал в телепрограмме, старался не пропускать. Тогда специального канала для таких фильмов не было, да и вообще каналов было немного. Приходилось как-то выкручиваться.

Провальная прагматика

Про квазирелигиозный культ Великой отечественной войны написано много, повторяться не хочется. Да, разумеется, это история не про память. Скорее, наоборот. Все эти парады, шоу с переодеваниями, успешная в целом попытка огосударствления «Бессмертного полка», точно так же, как и засекречивание архивов, как бескомпромиссная битва министра Мединского за честь панфиловцев – как раз история бегства от памяти в лакированный мир выдуманной войны. Мумификация с хирургическим удалением лишнего, того, что нынешнему государству не по нраву – плохой способ сохранить память.