Павел Грудинин. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Павел Грудинин. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Авторитарная политическая система, выборы – пустая формальность, но и пустые формальности тоже нужно соблюдать, и хотя результат предрешен (в газетах открытым текстом пишут о плановых заданиях по явке и по финальному проценту за основного кандидата), помимо заранее известного победителя требуются – ну, как их правильно назвать, статисты или спарринг-партнеры, то есть люди, которые готовы изображать свое участие в увлекательном соревновании, чтобы пустая и бессмысленная в условиях авторитаризма формальность выглядела хотя бы не совсем неприлично, и чтобы финальные цифры можно было бы, наверное, интерпретировать как социологический опрос – понятно, что все за власть, но из тех, кто не вполне за, столько-то левых, столько-то правых, столько-то еще каких-то. То есть спарринговый кордебалет предсказуемых президентских выборов – не жизненно важный, но все же очень полезный для политической системы ее элемент.

Системе много лет, в системе несменяема не только власть, но и лоялистская оппозиция, и если десятилетие за десятилетием на выборы будут идти только одни и те же люди – так тоже нельзя. Есть что-то вроде традиции, или политического фетиша – новые лица как осознанная необходимость. Власть сама заинтересована, чтобы на каждых выборах появлялась этакая темная лошадка, про которую в принципе тоже все ясно, как и про ветеранов системы, но все равно – эффект новизны, интрига, а вдруг что незапланированное, а вдруг он что-нибудь устроит и все удивятся.

Когда новое лицо найдено, с ним, по всей логике, должны вестись какие-то переговоры. «Согласен? Согласен», – и дальше обсуждаются условия. Понятно, что претендовать на победу всерьез потешный кандидат не имеет права. То есть личных выпадов против основного кандидата быть не должно, заведомо популярных высказываний по заведомо популярным темам – тоже (а по непопулярным или спорным – наоборот, желательно выступать). Проценты – ну вот ориентируйся на такую цифру, чтобы не очень много, но и не очень мало, мы же не в Туркмении, и голоса должны быть распределены как-нибудь не стыдно. Вот, наверное, в таком духе ведутся переговоры с потенциальными кандидатами в президенты. Власть объясняет им, чего она от них хочет, и если кандидат согласен, он, по логике сделки, логике переговоров, имеет право рассчитывать на какие-то ответные жесты со стороны власти, то есть вот он ей идет навстречу и на этом основании рассчитывает на исполнение каких-то своих желаний.