27 марта администрация Facebook объявила о введении запрета на «похвалу, поддержку и репрезентацию» белого национализма и белого сепаратизма (что бы это ни значило) на всех своих платформах включая инстаграм. Новые правила вступят в силу со следующей недели.
«Совершенно ясно, что эти концепты имеют глубокие связи с организованными группами ненависти и им нет места на наших сервисах», – гласит заявление компании. Администрация оговаривается – до сих пор фейсбук банил за идеи расового превосходства, но, например, уважал право на «важную часть идентичности» баскских националистов или американских патриотов. Однако после трех месяцев консультаций с представителями гражданского общества и академиками компания пришла к выводу о неразделимости белого национализма и белого супремасизма. Совпадение между пользователями с подобными интересами подтвердил и внутренний анализ, проведенный соцсетью.
Всех, кто попытается найти на фейсбуке контент, связанный с идеями расового превосходства, теперь будут автоматически перенаправлять на страницу организации «Жизнь после ненависти», помогающей бывшим участникам групп ненависти. Больше всего интригует, конечно же, то, о чем руководство социальной сети умолчало – а именно: по каким точным критериям будет выбраковываться контент «белых националистов»? Проблемы начинаются уже на уровне определения – идеи «белого превосходства» традиционно можно было более-менее внятно географически и этнически локализовать, но что такое «белый национализм» и «белый сепаратизм»? Означает ли это, что басков и каталонцев теперь действительно будут банить за высказывание своих взглядов, а, например, индусов или филиппинцев – нет?