Сундар Пичаи. Фото: Adnan Abidi / Reuters

Сундар Пичаи. Фото: Adnan Abidi / Reuters

Индия давно уже не воспринимается ни самими индийцами, ни иностранцами (специалистами и широкой публикой) исключительно как страна третьего мира. Да, в силу сохраняющегося многоукладного характера индийской экономики и общества Индию до сих пор сложно причислить к числу передовых держав, но существует все большее число показателей, по которым успехи Индии не вызывают никаких сомнений.

Один из таких показателей – число руководителей индийского происхождения в ведущих международных компаниях. При этом громкие назначения последних нескольких лет – это всего лишь вершина айсберга. Индийская диаспора в целом лидирует в мире не только по численности, опередив китайскую, но и, что наиболее важно, по степени восходящей социальной мобильности ее представителей. Кроме сферы бизнеса и финансов, индийцы сегодня занимают высокие позиции в академической и научной сфере в Европе, США, Канаде, Австралии и странах Юго-Восточной Азии. Среди них все больше политиков и общественных деятелей, а также менеджеров среднего и высшего звена.

После того как Сатья Наделла был назначен генеральным директором Microsoft в 2014 году, а Сундар Пичаи стал сначала генеральным директором Google (в 2015-м), а потом и председателем совета директоров Alphabet, холдинговой компании Google (в 2017-м), в деловой прессе появилось большое число публикаций под заголовками в духе: «Руководители компаний – лучший экспортный товар Индии», «Глобальные компании влюблены в индийских директоров». Одновременно были опубликованы исследования, демонстрирующие, что до этих громких назначений процент неиндийских компаний под руководством индийцев не превышал аналогичные показатели для других стран (Индия и Бразилия находились на одном уровне), а затем Индия по показателям «экспорта» руководителей оказалась на уровне Швейцарии и Великобритании. Кроме того, критики отмечали, что успех индийцев на Западе, в частности в Америке, наглядно демонстрирует эффективность миграционной политики США (по крайней мере так было до недавнего времени) и скорее свидетельствует о неуспехе Индии, чем о ее достижениях.

Во всяком случае, индийский бизнес во многом уже прошел тот путь в направлении глобализации, который только предстоит преодолеть российским компаниям и менеджерам, поэтому к индийскому опыту стоит присмотреться подробнее.