Не первый год уже в моде термин «гибридная война», и люди в телевизоре, давно разучившиеся или, возможно, никогда не умевшие делать что-нибудь полезное, во всем прозревают «элементы гибридной войны против России». И, знаете, это заразительно. Во всяком случае, есть ощущение, что для описания того, как российское государство относится к российскому обществу, лучше слов не подобрать. Государство ведет против общества гибридную войну, да к тому же еще и партизанскую. Они словно бы в лесу сидят, в засаде на опушке, изредка оттуда выскакивая, чтобы сделать какую-нибудь пакость. Ударить дубинкой, уволочь в тюрьму, выписать штраф, изобрести оскорбительный для здравого смысла и опасный для населения закон, просто ляпнуть жутковатую глупость. И снова в лес, откуда слышится равномерное чавканье, а временами – счастливый смех.
Общество иногда пытается отбиваться, конечно. Собственно, общество только тогда и существует, когда пытается отбиваться. Когда не пытается – общества нет, есть растерянные и разобщенные люди, которых эти, чавкающие в лесу, воспринимают как корм. Отбиваться общество пытается редко, победы случаются еще реже. Ну, вот, этим летом удалось вытащить Ивана Голунова до того, как успели его пережевать. Больше и не вспоминается ничего.
Хотя нет, прошлым летом, например, получилось добиться домашнего ареста для двух девушек, проходивших по делу «Нового величия» – Марии Дубовик и Анны Павликовой. Их в СИЗО едва не доконали, но все-таки выпустили. Был вал текстов в СМИ, шум в социальных сетях, был «Марш матерей», который разогнать не решились – не до конца понятно, почему, ОМОН бы справился, с удовольствием поколотили бы крепкие парни женщин, вооруженных мягкими игрушками. Даже Маргарита Симоньян выскочила из лесу, прокричала что-то про «серьезных людей» из администрации президента, которые вовремя вернулись из отпусков и приняли правильные решения. И снова в лес, туда, где равномерное чавканье.
Ремарка: до сих пор привыкнуть не могу, что домашний арест для жертв полицейского произвола мы здесь считаем своей победой, а то и невероятным везением. Нет, умом-то все понимаю, конечно, но привыкнуть не получается.
А теперь вот их всех – Дубовик, Павликову, а также Вячеслава Крюкова, Руслана Костыленкова, Сергея Гаврилова, Петра Карамзина, Максима Рощина и Дмитрия Полетаева судят. Павла Ребровского и Рустама Рустамова уже осудили – они пошли на досудебную сделку. 2,5 года тюрьмы и 2 года условно соответственно.
И не то, чтобы шума нет, но он какой-то фоновый, что ли. У общество нашего короткое дыхание – хватает на одну попытку посопротивляться. Меж тем в суде происходят удивительные вещи.