Согласно современной статистике, каждый 100-й, а по некоторым оценкам – каждый 40-й человек – аутичный. Аутичные дети могут родиться в любой стране и в любой семье, аутичные люди бывают самого разного возраста, пола, расы, гендера и национальности, у них разные навыки, склонности и интересы. Работодатели встречают их каждый день, но при этом большинство из них разделяют распространенные в обществе стереотипы, считая, что аутисты не могут быть ценными сотрудниками, и не спешат брать их на работу.
Даже в США, где уровень понимания аутизма гораздо выше, чем в России, около 40% аутичных людей – безработные. При этом среди них есть выпускники престижных колледжей, которых специалисты по кадрам зачастую игнорируют просто из-за того, что те выглядят слишком странно, и даже не проверяют их профессиональную квалификацию.
Как аутистка, консультант по созданию инклюзивной среды в различных российских правозащитных организациях и организатор мероприятий на тему аутизма в России, Израиле и Великобритании, я знаю, что в России проблемы с трудоустройством аутичных людей стоят еще более серьезно, чем в Израиле, США или Европе. К сожалению, нет статистики уровня безработицы аутичных людей в России, потому что у большинства аутистов на постсоветском пространстве даже нет официального диагноза. И, конечно же, российские предприниматели еще чаще понятия не имеют, что такое аутизм и как взаимодействовать с аутичными работниками. Но на самом деле трудоустройство аутичных людей было бы выгодно и большинству предпринимателей, и экономике в целом.
Внимание! Я, как и многие аутичные люди с разной степенью выраженности аутизма, не считаю аутизм расстройством (то есть состоянием, которое мешает человеку само по себе, без учета социального контекста и дискриминации), хоть и признаю, что аутизм является инвалидностью (состоянием, из-за которого аутичным людям нужна дополнительная поддержка, потому что общество рассчитано на неаутичное большинство). Аутизм неотделим от моей личности и не является чем-то отрицательным, поэтому в тексте я буду использовать слова «аутист» и «аутичный человек», а не выражение «человек с аутизмом».
Индивидуализм и коллективизм в аутичной перспективе
Проблема аутизма касается каждого. И не только потому, что ваш ребенок может оказаться аутичным или вы можете подружиться с аутистом. Вопрос прав аутичных людей касается вопросов прав инвалидов в целом. Инвалидность – социальный конструкт, обозначающий, что из-за особенности работы тела и/или мозга человека ему нужна доступная среда (инклюзия). Некоторые виды инвалидности являются заболеваниями, другие же – нет, и они даже перестали бы считаться инвалидностью, если бы мы жили в другом обществе. Например, если бы в нашем обществе аутисты составляли большинство, то оно бы просто функционировало по другим правилам и инвалидами бы в нем считались неаутисты. Как сказал первый открытый аутист в совете по вопросам инвалидности при президенте США Ари Нейман, «аутизм – это инвалидность в той степени, в которой нас инвалидизирует общество».
Но в современном обществе любая инвалидность, вне зависимости от того, является она заболеванием или нет, врожденная она или нет, считается серьезной стигмой, несмотря на то, что инвалидом может стать буквально каждый. Это не всегда означает, что он потеряет трудоспособность, но на постсоветском пространстве инвалидность практически всегда приводит к тому, что человека перестают воспринимать как квалифицированного специалиста, даже если все его ограничения связаны с тем, что для передвижения по городу ему нужна инвалидная коляска. Причина подобного подхода заключается в коллективистском мышлении.