Переговорная команда президента Украины Владимира Зеленского на этой неделе обозначила, с чем планирует идти на саммит «нормандской четверки» в Париже. (Его дату пока не удается согласовать, несмотря на заявленное президентом Франции с трибуны ООН твердое желание провести его до конца сентября. Разговор уже идет о середине ноября.)
Суть новой переговорной позиции Украины, которую еще называют «планом Зеленского» – апгрейд, корректировка или, как любят говорить в Москве, «ревизия Минских соглашений». В реальности это попытка навязать Москве при поддержке Франции и Германии выгодный Киеву вариант урегулирования на Донбассе – в расчете на то, что, как сказал Зеленский, «Россия тоже утомилась» от этого конфликта и в обмен на снятие санкций пойдет на устраивающий Киев формат урегулирования, де-факто обнуляющий стратегические цели РФ в отношении Украины. К сожалению, это неадекватная оценка ситуации, которая может привести к новому витку эскалации.
Новый план Зеленского
В ходе своего 14-часового пресс-марафона в Киеве Зеленский заявил, что недоволен Минскими соглашениями 2015 года: его не устраивает последовательность шагов. Впервые о том, что соглашения устарели и должны быть скорректированы, говорил еще «авторитетный бизнесмен» Игорь Коломойский. Действительно, ряд положений Комплекса мер по их выполнению содержат давно пропущенные дедлайны – требуется как минимум установить новые сроки. Но украинская сторона имеет в виду не это, а последовательность шагов по реализации политической части Минских соглашений и их привязку к выполнению мер безопасности.
Зеленский в этом же контексте продвигает и свою интерпретацию «формулы Штайнмайера», подписанной Киевом 1 октября, настаивая на проведении местных выборов (и введении в действие Закона об особом статусе) в отдельных районах Донецкой и Луганской области только после того, как Украина восстановит контроль над участком границы с Россией (хотя Комплекс мер устанавливает обратную последовательность). Другой вариант: если невозможно сразу передать контроль над границей Киеву, то тогда между Россией и Украиной должен быть размещен международный миротворческий контингент. Это, разумеется, невозможно без согласия России и противоречит российской трактовке «формулы Штайнмайера».
Ещё один вариант - давить на страну оккупанта Россию санкциями и создавать видимость переговоров. Время работает именно на Украину, а не на Россию. Потому что Украина уже полностью вышла из политического контроля России. Оккупация части Донбасса и Крыма - геополитический проигрыш Путина и России. Раньше Россия контролировала всю Украину, а теперь получила оккупированные огрызки, на которые тратит деньги и за которые получила санкции и определенную долю политической изоляции. При всем при этом в самом государстве Украина общество отдалилось от «дружбы» с Россией очень далеко. Молодое поколение воспринимает Россию исключительно как страну оккупанта и агрессора; преподавание уже полностью переходит на украинский язык; страна успешно переориентируется на работу с рынком ЕС, доля которого растёт. Поэтому спешить решать вопрос деоккупации не нужно.
Путин тактик, долгосрочная стратегия у него отсутствует, поскольку она ему и не нужна. Зеленский хотел быстрого прекращения войны, и это бы случилось, если бы этого же хотел и Путин. Но не для этого же он ее начал. Впереди затяжной период ни войны, ни мира, с постоянной напряженностью на границе и, возможно, с человеческими жертвами.
Есть тут один нюанс, если в Украине начнется экономический рост, улучшится жизнь людей, они получат право свободно без виз ездить в Европу, а жители ДНР и ЛНР будут прозябать в бедности и жить в непризнанном государстве, возникнут серьезные проблемы и у руководства непризнанных республик, и у России, которой надо будет кормить эти республики. Но кормить придется за счет народа России, а он в последние годы и так живет всё хуже и хуже.
"если в Украине начнется экономический рост, улучшится жизнь людей, они получат право свободно без виз ездить в Европу, а жители ДНР и ЛНР будут прозябать в бедности и жить в непризнанном государстве, возникнут серьезные проблемы и у руководства непризнанных республик, и у России, которой надо будет кормить эти республики" - это уже происходит. Украинцы ездят в ЕС без виз с 2017 года, даже те, которые получили украинский паспорт живя в оккупированном Крыму и Донбассе. Экономический рост на уровне 3% в год.
Именно на сохранение этой тенденции и надеюсь.
Автор не видит ещё одного варианта. На мой взгляд очень реального. В момент очередного внутриполитического ожесточения в битвах между респами и демами в США, когда Америке будет занята сама собой, происходит какая-то провокация со стороны эрзац-нацистов Украины, типа очередного сожжения живьём мирняка в одесском Доме Профсоюзов, и «армии» ДНР и ЛНР, усиленные «отпускниками», атакуют Украину.
Отмечено в статье верно. Минские соглашения - это победа одной из сторон.
Зеленский требует полностью логичный путь - утром закрытие границы, вечером выборы.
Если не получится, то тянуть кота за хвост. Германия сколько лет ждала объединения?
Да анализируй не анализируй, а по любому получается, что пока Путин не уйдёт со сцены, ничего к лучшему не изменится :/
а Украине и после ухода Путина ничего к лучшему не изменится. Какая разница?
.
Вот например - земля. Да какой нахрен рынок. Проходили. Имеется ввиду в Украине сегодня. При расцвете олигархов.
Как обычно хороший анализ, Владимир. И хоть сейчас польются обвинения что вы кругом "пропутинский", но такой игры, как показывает Вован на внешнеполитическом фронте наверное не показывал ни один политик с 2000 года. При плохой экономической "карте" и "грязи" внутри страны, во внешней политике трудно было представить такой "trading performance". Зеленскому не позавидуешь.......
Последний абзац порадовал, а ничего, что Турция давненько союзник США например по НАТО? (это к вопросу о выборе стороны конфликта курды-турки)
Зеленский сделал главную уступку Путину. Не свернул с олигархического пути. Так что все взаимные брыкания в пользу бедных.
.
Или . Как очередной раз оказалось - чудес не бывает. Или очень редко.