Владимир Зеленский во время пресс-марафона. Фото: Gleb Garanich / Reuters

Владимир Зеленский во время пресс-марафона. Фото: Gleb Garanich / Reuters

Переговорная команда президента Украины Владимира Зеленского на этой неделе обозначила, с чем планирует идти на саммит «нормандской четверки» в Париже. (Его дату пока не удается согласовать, несмотря на заявленное президентом Франции с трибуны ООН твердое желание провести его до конца сентября. Разговор уже идет о середине ноября.)

Суть новой переговорной позиции Украины, которую еще называют «планом Зеленского» – апгрейд, корректировка или, как любят говорить в Москве, «ревизия Минских соглашений». В реальности это попытка навязать Москве при поддержке Франции и Германии выгодный Киеву вариант урегулирования на Донбассе – в расчете на то, что, как сказал Зеленский, «Россия тоже утомилась» от этого конфликта и в обмен на снятие санкций пойдет на устраивающий Киев формат урегулирования, де-факто обнуляющий стратегические цели РФ в отношении Украины. К сожалению, это неадекватная оценка ситуации, которая может привести к новому витку эскалации.

Новый план Зеленского

В ходе своего 14-часового пресс-марафона в Киеве Зеленский заявил, что недоволен Минскими соглашениями 2015 года: его не устраивает последовательность шагов. Впервые о том, что соглашения устарели и должны быть скорректированы, говорил еще «авторитетный бизнесмен» Игорь Коломойский. Действительно, ряд положений Комплекса мер по их выполнению содержат давно пропущенные дедлайны – требуется как минимум установить новые сроки. Но украинская сторона имеет в виду не это, а последовательность шагов по реализации политической части Минских соглашений и их привязку к выполнению мер безопасности.

Зеленский в этом же контексте продвигает и свою интерпретацию «формулы Штайнмайера», подписанной Киевом 1 октября, настаивая на проведении местных выборов (и введении в действие Закона об особом статусе) в отдельных районах Донецкой и Луганской области только после того, как Украина восстановит контроль над участком границы с Россией (хотя Комплекс мер устанавливает обратную последовательность). Другой вариант: если невозможно сразу передать контроль над границей Киеву, то тогда между Россией и Украиной должен быть размещен международный миротворческий контингент. Это, разумеется, невозможно без согласия России и противоречит российской трактовке «формулы Штайнмайера».