Женщина качается в парке в Джидде, Саудовская Аравия

Женщина качается в парке в Джидде, Саудовская Аравия

Фото: Reem Baeshen/Reuters

Власти Саудовской Аравии, кажется, готовы сделать еще одну уступку женщинам. На днях стало известно, что иностранкам, прибывающим для совершения хаджа, могут разрешить такие поездки без сопровождения официального опекуна (так называемого «защитника» – одного из родственников-мужчин, подчинения которым требуют от женщин местные законы). Сейчас это позволено только женщинам старше 45 лет – и то, только если они путешествуют группой. А поездку все равно надо согласовать со своими «защитниками» – например, отцами или мужьями, – получив от них нотариально заверенные подтверждения.

В правительстве, по данным одного из региональных изданий, сейчас думают о выдаче виз паломницам, которые путешествуют без «защитников». Официальных данных о том, когда это может произойти, пока нет.

В самом королевстве права женщин постепенно расширяются. В целом Саудовская Аравия – один из аутсайдеров в этой сфере (в рейтинге гендерного разрыва, который составляет Всемирный экономический форум, она занимает одно из последних мест). Но в последние годы там происходит постепенная либерализация.

Несколько лет назад женщинам позволили участвовать в местных выборах. Им разрешили посещать футбольные матчи. Сняли некоторые ограничения на трудоустройство (в частности, в силовых структурах). Год назад отменили запрет на управление автомобилем, существовавший десятки лет.

Собственно интересы жительниц страны (даже поддерживая традиции и исламские нормы, неофициально они жалуются на ограничения) были не единственным фактором реформ. Могли сыграть роль и другие – от экономики (после падения нефтяных цен, произошедшего несколько лет назад, власти, столкнувшись со снижением доходов, объявили о намерении модернизировать экономику – в том числе за счет привлечения женщин на рынок труда) до стремления улучшить имидж страны после резонансного убийства журналиста Джамаля Хашкаджи (для этого используются и другие методы).

Тем не менее основа неравенства – система «защитников», которые контролируют повседневную жизнь женщин, – сохранилась. «Нормы, которые определяют права женщин, остаются в силе, – отмечала в прошлом году правозащитница Насрин Алисса. – Если не считать разрешения на вождение, мало что изменилось».