Азиатские работники, Эр-Рияд. Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

Азиатские работники, Эр-Рияд. Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

Саудовская Аравия до сих пор переживает последствия обвала цен на нефть, произошедшего несколько лет назад. Государству, привыкшему к роскоши и изобилию, пришлось экономить – сокращать субсидии, урезать зарплаты в государственном секторе и вводить новые налоги.

Сейчас ее экономика снова растет. Во многом благодаря тому, что нефть за последние годы дорожала. Но страна по-прежнему живет с дефицитным бюджетом. В прошлом году дефицит составил 136 млрд риалов ($32 млрд) или 4,6% ВВП. Cбалансировать бюджет власти рассчитывают лишь к 2023 году.

Правительство начало реформы, обещая сократить зависимость от нефти (которая до кризиса обеспечивала 90% экспортных доходов) и развивать негосударственный сектор. И частью этого стала «саудизация» – запреты и ограничения для трудовых мигрантов, призванные освободить рабочие места для местного населения.

В прошлом в Саудовской Аравии сформировалась модель, свойственная и некоторым другим богатым нефтью странам. В государственном секторе преимущественно работали местные жители, в частном – иностранцы. Граждан, которым доставалась выгодная (возможно, даже формальная) государственная служба, это устраивало. Приезжие, обслуживавшие потребности нефтяного королевства, нередко работали в тяжелых условиях, за схожий труд они могли получать в несколько раз меньше, чем местные жители, но многих это все равно привлекало.

Теперь власти решили это изменить. Трудовых мигрантов и их семьи обложили сборами. В некоторых секторах им ограничили возможности для работы. Параллельно правительство развернуло масштабную борьбу с нелегальными мигрантами.