– Что произошло? В чем смысл всего этого кипеша с Конституцией?
Давай постараемся сосредоточиться только на тех вещах, которые точно ясны. Объявлено некое «всенародное голосование», которое не будет иметь никакой законодательной силы. По сути дела, это плебисцит. Формально предметом этого плебисцита будут изменения Конституции, но по сути – вотум доверия конкретному лидеру. Все произошедшее – обещания выплат населению, отставка и назначение правительства, все изменения в Конституции – результат воли этого конкретного лидера. Он один все это придумал, затеял и реализует. Нет никого кроме Путина, кто хотя бы частично взял бы на себя ответственность за все эти инициативы. Нет никакого другого политического субъекта, никакого «мы», от лица которого предлагалось бы это форсирование Конституции – есть только Путин.
Есть ли в этом что-то радикальное и необычное? Как раз наоборот. Мы живем в плебисцитарном режиме, для которого принципиально важно регулярное производство демократической легитимности харизматического лидера.
- Плебисцитарный режим? Можно поподробнее об этом?
Как устроен плебисцитарный режим? Макс Вебер, основной теоретик плебисцитарной демократии, описывал его как сочетание харизматического и легально-рационального господства. Рациональное господство осуществляется бюрократией, над которой надстроен харизматический элемент, лидер. Этот лидер находится над системой, между ним и населением – прямая связь, поверх аппарата и всех органов власти, включая законодательные. Мой любимый пример – президентские послания: уже много лет президент в послании Федеральному Собранию занимается тем, что раздает парламенту прямые поручения… Тем самым давая понять, что относится к нему как к аппарату. Все госинституты имеют технический, подчиненный смысл. Политическая роль и политическая воля есть только у лидера – он единственный политик. Его функция состоит в том, чтобы находиться над системой, гасить все потенциальные кризисы, купировать все политические противостояния между группами интересов.
Эту роль лидеру обеспечивает как раз прямая связь с народом. И эту связь надо постоянно подтверждать и манифестировать – через разные формы плебисцитов. Те же выборы президента – это никакие не выборы, на них не решается вопрос о том, кто будет президентом, на них решается вопрос о статусе лидера. Но речь идёт не только о выборах: кроме выборов, в качестве манифестации поддержки активно используются технологии опросов общественного мнения. Которые подаются публике как ежедневные плебисциты. Например, очень важный для режима «крымский плебисцит» произошел вообще без какого-либо официального голосования, в форме гигантского опроса общественного мнения.
Ловушка мобилизации
- Ну вот. Вполне можно устраивать плебисциты и без голосований. Зачем это все понадобилось сейчас? Почему именно голосование?
Сегодня системе нужна новая накачка лидера легитимностью, накачка народной поддержкой. Сейчас режим наткнулся на проблему с противоречием между принципом мобилизации и принципом демобилизации. Собственно, так или иначе эта проблема свойственна всем плебисцитарным режимам. У него есть две педали – газ и тормоз, мобилизация и демобилизация. С одной стороны, плебисцитарные системы ориентированы на демобилизацию. Им не нужна постоянная политическая и эмоциональная вовлеченность населения; наоборот, вся политическая активность купируется. Задача в том, чтобы не допустить никакого самостоятельного коллективного действия, чтобы никакие группы интересов не претендовали на то, чтобы стать политическими субъектами, а сразу бежали к единственному политику за помощью, заодно сдавая ему всех окружающих. Для этого нужно, чтобы люди относились к политике недоверчиво и презрительно, не интересовались ей и во всем, что касается политической жизни и осуществления власти, полагались на лидера. Население должно быть пассивно. Основной посыл: занимайтесь чем хотите, только не лезьте в политику.
Такова общая стратегия. С другой стороны, необходимость плебисцитарной поддержки требует периодической мобилизации. Всегда наступает момент, когда нужно предъявить «народ» – а чтобы получить необходимую поддержку, необходима мобилизация, игра в вовлеченность населения. Тут возникает понятная – даже, я бы сказал, математическая проблема. Когда вы долго играете на деполитизации населения, то ваш уровень поддержки – буквально, явка помноженная на процент голосования «за» – будет слишком низким. Однако плебисцитарному режиму недостаточно какого-то формального большинства голосов, ему нужны результаты, дающие ощущение всенародной поддержки. Поэтому в 2018 году на плебисците во время выборов президента пришлось ставить задачу получить больше 50% от всего населения. Администрации это удалось с большой натяжкой – по разным оценкам статистиков, процентов 5–7 пришлось вбросить. Но чтобы это реализовать, пришлось совершить беспрецедентную для этого режима мобилизацию, пришлось привлечь на избирательные участки большое количество людей, которые обычно не ходят на выборы… Да и не нужны там режиму, на самом деле.
С интересом прочитал про плебисцитарную систему и о том, как она работает. Однако больше заинтересовал вопрос об интересах В частности о том, что нарушение интересов лидера и элит может быть полезным для страны. Отсюда и пойдем дальше.
В условиях абсолютной монархии царям не нужно было заботиться о легитимности, разве что опасаться самозванцев. Наличие в стране крепостного права многие монархи (от Екатерины Великой до Николая I включительно) осознавали, как зло. Александр I даже задумывал реформу с освобождением крестьян. Однако только Александр II вынужден был ее провести, сопровождая это целым рядом других реформ. Почему реформа не случилась раньше, а надо было проиграть Крымскую войну? Можно предположить, что этого не хотело дворянство, которое и было опорой трону. Когда с опозданием лет на 100 рабство было отменено, произошла катастрофа, о чем замечательно написал Некрасов: "Порвалась цепь великая, распалась расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику".
Глядя, на то что происходит сегодня в России, можно предположить, что цель лидера и поддерживающей его элиты закрепить status quo, получившийся в ходе передела социалистической собственности. В новой системе необходимо вернуть основную массу народа в состояние полной экономической зависимости от власти, создать новый "крепостной строй", который был в СССР (как расшифровать ВКП (б) - второе крепостное право большевиков). Кстати, о пагубности отмены крепостного права не так давно высказался председатель Конституционного суда Зорькин.
В ходе задуманного плебисцита Путин рассчитывает с помощью опроса плебса закрепить бесправие народа и договориться с элитами, как они будут править дальше. Надо понимать, что элита не монолитна, имеет разные интересы, во власти идут войны под ковром. Цель изменений - добиться мира между элитами. Возможен ли мир?
Силовиков, которые контролируют общество, система устраивает. Беспрецедентно суровый приговор по делу "Сети" и подчинение суда следователям ФСБ - важный шаг по защите своих интересов.
Бизнес, кроме сырьевого, нынешняя система не устраивает, поскольку при ее сохранении экономика может только стагнировать, к этой же группе относится научная и творческая интеллигенция. Они возмущаются приговором.
Что касается народа, то ему бросили сладкую косточку, и он проголосует за любой предложенный проект, про приговор в Пензе большинство народа просто не слышало.
Хорошая статья, но главный то вопрос так и остался без ответа - а кто, собственно, может навязать дискуссию системе?
Вы в т. ч.
Я? К сожалению нет.... силы слишком не равны. Даже у коллективного «мы», которого по сути нет.
Шикарный умный анализ
Ну вот на основе лекций последних Юдина и простого факта, что харизматическая легитимность не передается по наследству, я и сделал предположение, еще 25 января в комментарии на Републике у вас (просто я поклонник Юдина и Вебера :))):
просто скопирую:)
Почему не предположить, что 12-го апреля выберут нового президента? "...он вспомнил ситуацию, которая сложилась в середине 1980-х годов, «когда руководители страны один за одним, до конца дней оставаясь у власти, уходили, не обеспечивая при этом необходимых условий трансформации власти». «Думаю, что лучше к такой ситуации, которая была в середине 1980-х годов, не возвращаться», — сказал Путин.
Ну, т.е. банально со здоровьем что-то...
почему так можно думать:
-поправка согласно которой может Путин уволить ТОЛЬКО премьер министра - сама по себе дикая и такого нигде нет
-не получится 12 апреля провести нормальный плебисцит, если Путин заранее подпишет поправки (так будет), то на это голосование вряд ли кто-то придет, это будет какой-то жалкий плебисцит, он не решает никаких проблем с "всенародной поддержкой", а наоборот только ухудшить может
выглядеть все может так:
путин
подписывает поправки
назначает плебисцит (голосование) на 12 апреля
увольняет премьер министра по новым поправкам и предлагает Дюмина
подает в отставку
дума утверждает Дюмина, назначают голосование выборы президента на 12 апреля (дюмин одновременно становится ио президента)
ну, типа, такой вариант где?
просто странно, что такое не обсуждается даже нигде
хотя вроде как очевидное, тому кто с полит науками немного знаком
а в них самое интересное это социология политики и политическая философия:) как раз чем Юдин занимается
У Ельцина же тоже харизматическая легитимность была, тоже проблема с передачей власти была, никто не верил что за Путина проголосуют и он выиграет, когда он премьером стал... А потом взрывы домов и война - просто обстоятельства сложились, без этого интересно было бы посмотреть как, бы он выборы выиграл:)
Жаль, нет аудио
Хорошее интервью, только от предпоследнего вопроса Юдин зачем-то уходит, не похоже на него.
Да, ругал вчера интервьюера немножко - не дожал, конечно.