Патриарх Кирилл. Фото: свящ Игорь Палкин / Патриархия

Патриарх Кирилл. Фото: свящ Игорь Палкин / Патриархия

17 марта 2020 года Московская патриархия опубликовала специальную инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Документ содержит весьма жесткие ограничения, касающиеся привычных обрядов и ритуалов, требует использовать одноразовые перчатки и палочки. На самом деле это очень полезный документ и остается только надеяться, что он будет методично исполняться.

Но всех вопросов инструкция не снимает и прежде всего главного – о допустимости совместного нахождения множества людей в замкнутом пространстве.

Должны ли церкви и другие культовые сооружения оставаться открытыми во время эпидемии, когда все другие скопления людей запрещены? Через месяц Пасха, и все пока идет к тому, что эпидемическая ситуация в России будет ухудшаться.

Дискуссия о церкви в эпоху пандемии в России возникла под влиянием новостей из Санкт-Петербурга, где верующих приглашали в Казанский собор поклониться мощам Иоанна Предтечи. Фотографии собора, заполненного людьми, и по преимуществу – немолодыми, из главной группы риска, на фоне доносящихся со всех сторон вестей об ограничении тех или иных сфер общественной жизни выглядит едва ли не вызовом: то есть все ограничивается и закрывается, отменяются самые невинные конференции и лекции, а мероприятия, на которых сотни и даже тысячи людей деятельно нарушают все нормы санитарного дистанцирования и самоизоляции вдруг выводятся властями в другую категорию и никак не порицаются.

В Москве, к примеру, запрещено собираться больше чем 50 людям разом, но церковь из этой арифметики пока исключена – потому что речь идет о развлекательных мероприятиях, а в церкви не развлекаются. Подождите, никто и не спорит, что богослужение совсем не увеселение, но медицинская суть проблемы от этого никак не меняется: если большим группам людей не стоит собираться вместе, то нет никакой разницы, по легкомысленному они поводу собрались или по очень серьезному. Вирусы лишены разума и поэтому им совершенно безразличны эмоции находящихся в зоне поражения людей, разве нет?

Может, дома помолимся?

Пока реакция российских светских и церковных властей на грядущую эпидемию существенно отличается от того, что наблюдается в других странах. В Европе и вовсе собираются встречать Пасху при закрытых дверях храмов. Готовятся к худшему не только в странах с христианскими традициями. В ряде арабских стран, в том числе и вполне воинственно настроенных относительно правоверности своих жителей, отказываются от пятничных молитв. Да что там в других странах – в Москве мусульманам настоятельно советуют молиться дома.

Получается парадоксальная ситуация: мусульманам теперь и можно, и нужно молиться дома. При этом нельзя забывать, что вообще-то за собрания для молитв в жилых помещениях у нас можно и сесть по суровой статье, особенно как раз мусульманам. Как показывает практика отечественной борьбы с терроризмом, разница между «собирались молиться» и «планировали террористические акты» следствием и судом часто игнорируется – кто их там разберет, раз они что-то говорят по-арабски про Аллаха и джихад?.

Между прочим, сесть можно не только мусульманам, но и поклонникам сурового бога Иеговы, а потенциально и вовсе кому угодно. Если кто не в курсе, то в синодальном переводе Библии Иегова тоже фигурирует! И доказывай потом товарищу следователю, что ты просто от карантинной скуки читал семейству Библию вслух, а не проводил собрание запрещенной в России организации.

И вот на фоне всего этого православным верующим обязательно нужно молиться в церквях несмотря на карантины, на чем настаивают и представители РПЦ, и бросившиеся поддерживать их позицию патриотические журналисты. Аргументация там на все вкусы – от заверений для интеллигентной публики о том, что все тщательно протирается и дезинфицируется, и до откровенного мракобесия в средневековом стиле – мол, святыни и вера в их святость защитят от вируса и вообще все в руках Божьих. Судя по упомянутой инструкции от 17 марта, РПЦ надеется не закрывать свои храмы и ограничиться усилением санитарных норм.