Расовое разнообразие народов Азии. Иллюстрация из шведской энциклопедии Nordisk familjebok, 1904.

Расовое разнообразие народов Азии. Иллюстрация из шведской энциклопедии Nordisk familjebok, 1904.

Иллюстрация: Wikimedia Commons

Большинство серьезных ученых давно отвергли концепцию «расы» — конкретного набора фенотипических признаков, характерных для той или иной человеческой популяции. Многовековые усилия науки так и не позволили четко сформулировать эти признаки (точный оттенок кожи? структура волос? устройство зубов?), и сегодня мы чаще говорим не о границах, разделяющих «расы», а о непрерывном континууме, мягкой изменчивости, бесконечном множестве нюансов.

(Еще более древнюю концепцию, согласно которой эти внешние признаки скрывают под собой глубинные (и непреодолимые) различия в физическом устройстве, в психических и даже нравственных способностях, мы сегодня называем простым словом «расизм».)

Бесконечная изменчивость оттенков кожи и других «расовых» признаков до сих пор не имеет окончательного научного объяснения. Эволюционная наука учит нас, что любые признаки должны быть следствием адаптации к различным условиям среды, но конкретный механизм этого не всегда понятен. Еще более загадочным представляется тот факт, что в самых разных человеческих популяциях кожа у женщин в среднем светлее, чем у мужчин. Как и другие «расовые» признаки, этот феномен лег в основу многих социальных конструктов — «красоты», «женственности» и «мужественности», «благородства» и так далее

Известный научный журналист, редактор портала антропогенез.ру Александр Соколов обсуждает в своей новой книге «Странная обезьяна: Куда делась шерсть и почему люди разного цвета» (только что вышла в издательстве Альпина нон-фикшн) гипотезу о роли полового отбора в эволюции женской светлокожести.