История знает немало случаев, когда диктатор продлевал свои полномочия с помощью фальсифицированных референдумов о перекройке конституции. Этот путь автократы выбирают лишь тогда, когда знают, что полностью контролируют само голосование, лояльные организаторы которого готовы нарисовать нужные им цифры. Впрочем, модель может давать сбои. Один из самых впечатляющих, и, возможно, вдохновляющих примеров такого сбоя – крушение режима Пиночета в Чили. Когда страна под контролем военных находилась на пике своего развития, диктатор, уверенный в том, что никогда не потеряет поддержку, поменял конституцию, запланировав голосование о продлении своих полномочий. Однако к дню голосования страна подошла совсем другой – внутренние и внешние конфликты окончательно ослабили военное правление, что позволило вовремя объединившейся оппозиции победить.
Спасти страну от коммунистов
В сентябре 1973 года командующий сухопутными войсками Чили генерал-лейтенант Аугусто Пиночет сверг законно избранного левого президента Сальвадора Альенде, правление которого обернулось масштабным экономическим кризисом.
Исключительная жестокость режима Пиночета широко известна. Хунта проводила военные репрессии, направленные на истребление политических оппонентов – по современным подсчетам, за 15 лет военные убили около 40 000 человек, большинство из которых были политическими активистами. Многие из них были похищены чилийскими силовиками и казнены без суда и следствия. Несколько сотен тысяч чилийцев оказались в тюрьме, подверглись пыткам, изнасилованиям и депортациям.
В состав правящей хунты вошли четверо руководителей чилийских вооруженных сил – Пиночет как представитель армии, а также командующие флотом, ВВС и жандармерии. Согласно декрету об утверждении в стране военного правления, хунту возглавлял президент, который не имел почти никаких дополнительных полномочий и, кроме того, должен был ротироваться раз в год. Первым и последним президентом стал Пиночет.
Как отмечает аргентинский политолог Роберт Баррос, военные пришли к власти, «имея в лучшем случае лишь рудиментарные представления о том, как нужно организовывать руководство». Одним из первых декретов хунта отменила конституцию 1925 года, однако не создала ей никакой замены. Первые два года диктатуры правление осуществлялось с помощью исключительных директив (bando), которые не имели никакой конституционной основы и прежде применялись военными администрациями на оккупированных территориях. Одинаковые по форме bandos военные издавали и для роспуска Конгресса, и для вызова отдельно взятого гражданина на допрос. Именно благодаря отсутствию четких институциональных рамок на заре режима Пиночет смог из формального председателя хунты превратиться в единоличного диктатора – объединив вокруг себя большинство офицеров, получивших административные должности, в 1974 году он добился отмены директивы о ротации президента.