На российско-китайской границе у Забайкальска. Фото: Jack No1/ Wikimedia.org, CC BY-SA 3.0

На российско-китайской границе у Забайкальска. Фото: Jack No1/ Wikimedia.org, CC BY-SA 3.0

Рядом, у соседей – настоящая война, и, конечно, мы за войной следим. Спорим, ссоримся, выбираем сторону, а Маргарита Симоньян, как ей и положено, сообщает стыдные глупости из выдуманных «московских гостиных» (ссылку, как человек, Маргаритой давно забаненный, могу дать только на скриншот, простите). Никуда от этого не деться, но, наблюдая за настоящей войной, легко не заметить войну виртуальную, которую родное государство готовится объявить западным социальным сетям.

Обидный ярлычок

Государственные пропагандисты всерьез обиделись на Twitter. Началось все с того, что их, как в детской сказке, посчитали. Ну, или как в Откровении святого Иоанна, пометили: теперь к любой записи в аккаунтах государственных СМИ (а также тех СМИ, которые, формально являясь частными, демонстрируют нежную влюбленность в Кремль) добавляется ярлычок: «Государственное издание, Россия».

Очень, конечно, показательно, что государственные издания из России сразу же на ярлычок обиделись, посчитав его появление актом цензуры. Стесняются, то есть, корней своих, да и правильно. Тут есть, чего стесняться. Оказывается, даже простое указание на то, что СМИ издается на российские бюджетные деньги, снижает уровень доверия потребителя к контенту. Ну, они хотя бы отдают себе в этом отчет, по нашим временам – уже неплохо. И такая честность теперь в цене. Но дальше было хуже.

Дальше Twitter заблокировал в поисковой выдаче сначала RT и Sputnik, а затем – РИА Новости. Теперь поиск в социальной сети не выдает ссылок на сообщения этих ресурсов тем, кто не подписан на их аккаунты. Пропагандисты ожидаемо возмутились и снова заговорили о цензуре: «Американские соцсети усиливают цензуру: очередной шаг по контролю российского инфополя сделал Twitter, – сообщило, возмутившись, Российское информационное агентство. – Мы подобные ограничения со стороны Twitter считаем актом цензуры СМИ, что прямо запрещено Конституцией России. На наши запросы соцсеть никак не реагирует и не объясняет свои решения».

Необходимая оговорка – есть и за страданиями пропагандистов своя правда, в мире, который создает новая информационная революция, цензура тоже начинает работать по-новому, это уже не исключительная прерогатива государств. Владельцы соцсетей цензурой грешат, их решения не всегда понятны, возможности их обсудить так и вовсе нет, зато есть сильное подозрение, что это все – серьезные удары по свободе слова. В общем, тут имеется тема для дискуссии, но мы сегодня сосредоточимся на других вопросах.

Асимметричный ответ

Потому что молниеносно выяснилось, что у России уже готов, как водится, асимметричный ответ на наглые происки заокеанских Цукербергов. Комитет Госдумы по информационной политике готовит законопроект о повышении штрафов для соцсетей, которые не соблюдают требований российского законодательства. Предусмотрены также «меры технического воздействия» на нарушителей, а именно – «ограничение трафика по решению суда или органа исполнительной власти». По суду или без суда, выражаясь проще, хотя это ведь и не важно – едва ли в ситуации конфликта российский суд исполнительную власть не поддержит.

Удар прицельный, главные нарушители все те же – Twitter и Facebook, которые до сих пор так и не обеспечили локализацию данных российских пользователей на российских серверах (требование это изобрели еще в Думе шестого созыва, славившейся штамповкой безумных законов). Еще и штрафы не платят, на которые успели нарваться. В общем, ведут себя вызывающе.