Уникальность любого места – люди. Прежде всего – люди. Потом уже – камни, церкви, музеи, питейные заведения, что там еще влечет туристов. Без людей ничего бы и не было. Город – тело, люди – душа.
Знаете, к примеру, что в Подмосковье есть город, в художественном музее которого целый этаж занят картинами западноевропейских мастеров XVI, XVII и XVIII века? Не сказать, правда, что там – сплошные шедевры, может, даже, наоборот, но об этом – позже. Сам факт наличия такого места уже делает обычный райцентр особенным. Да, это Серпухов.
Не всегда, но часто за таким вот особенным местом – личная история одного человека. Здесь все как раз так. В Серпухове есть музей, потому что там жила купчиха первой гильдии Анна Мараева.
Встреча
Не было повода отметить печальную годовщину – годовщину гибели создателя московского Музея русской иконы Михаила Абрамова. Пропустили как-то. Но мы помним, и мы благодарны ему за то, что его музей – есть. Ну, вот, и повод есть вспомнить.
В конце 2018-го, а может – в начале 2019-го я как раз оказался в его музее. Показывал его кому-то из приятелей, как собственное открытие: почему-то мало кто знает, что есть в Москве такое место. Там шла выставка – иконы из коллекции серпуховской купчихи Анны Мараевой. Честно говоря, ничего особенного я не ждал. Тем приятнее было ошибиться. Выставка оказалась первоклассной. Под сотню досок, практически все – высочайшего качества, совсем старые вещи и даже безусловные шедевры.
До того в Серпухове был я раз проездом (что-то унылое, советское, обшарпанные пятиэтажки, типичное промышленное Подмосковье; таким показался мне город). Где-то на периферии сознания болталось словосочетание «Серпуховской Кремль». Ну, а про Анну Мараеву я и вовсе прежде не слышал.
Теперь вот кое-что знаю. И про город, и про купчиху. Попробую рассказать.