Продолжаем про главы и купола. Теперь про надкупольное покрытие. Маковку русской церкви, ее главу и завершение. Про то, что делает вид русских церквей уникальным и заставляет воспринимать их, а заодно и Россию, как нечто совсем чуждое европейской культуре.
Забегая вперед, скажем – напрасно. Луковичные главы, а именно о них идет речь, действительно часто воспринимаются как заимствованные с востока, причем даже не из христианской Византии, а откуда-то из «татаро-монгольской тьмы». Видный английский историк архитектуры второй половины XIX века Дж. Фергюсон сформулировал это вполне концептуально: «Татары принесли с собою луковичную форму купола, русские приняли ее и держатся за нее до сих пор, не замечая, что это есть символ порабощения их расою, которую они презирают». Однако реальный генезис глав при всей его неочевидности практически не дает никаких оснований говорить про восточные заимствования. Скорее, наоборот, они появились из той же логики развития архитектурных и религиозных идей, что привели в Европе к появлению готических шпилей.
Впрочем, обо всем по порядку.
Конструкция церковных глав
Итак, купол – каменный свод над барабаном, – в Византии просто сверху покрывали кровлей (железом, медью). В итоге над барабаном возвышается выпуклая – в зависимости от формы свода, полусфера, на которой установлен крест. Такое покрытие называется «посводным».
В более сложном варианте на свод ставили деревянный каркас разной формы и уже его обшивали кровлей. Если это конус с разделительными ребрами, такое покрытие называется зонтичным. В России подобных куполов почти нет, а, например, в Закавказье они очень распространены. Если каркас с небольшим килевидным заострением и небольшими выступами за края барабана – шлемовидным. А если при помощи журавцов каркас создает выпуклую конструкцию, расширяющуюся больше диаметра барабана, а затем сходящуюся вверху килевидным заострением – это и будет как раз луковичная глава.