Первое, что бросается в глаза, когда мы смотрим на храм – это его купол (ну, или купола, если их несколько). Строго говоря, куполов как раз мы и не видим. Мы видим главу церкви: то есть, цилиндрический или граненый барабан, который перекрыт куполом и купольное покрытие – маковку церкви, и крест на ней. А сам купол виден только изнутри. Но называть куполом купольное покрытие – не самый большой грех, так что мы остановимся именно на этом варианте. Купола – привычнее и понятнее.
Впрочем, сейчас будем говорить не о том, какие бывают купола-маковки, а в целом о конструкции завершения русских церквей – ее главах. И тут тоже есть некоторая путаница в терминах. Традиционно главой называют только купол и крест на нем, поэтому барабан в православной традиции часто называют «шеей». Но в современной архитектурной литературе вполне допустимо говорить о главах как о всей структуре завершения церкви, включающей барабан.
Но вне зависимости от терминологии, глава церкви – это ее завершение, высшая ее точка, то, что видно издалека, то, что маркирует здание как церковь. Важнейшая функция главы – бросаться в глаза, определять узнаваемость церкви и ее место в мире.
Но есть еще одна очень важная функция главы церкви, которая современному человеку не сразу понятна и совсем не бросается в глаза – верхнее освещение храма.
Подкупольный барабан, собственно, нужен не только для возвышения самого купола, но и для того, чтобы сквозь оконные прорези освещались купол и храм. Отсюда и распространенное название этого сооружения – световой барабан.
Как считать главы?
На самом деле, вопрос совсем не простой. Вот, например, Благовещенский собор московского Кремля. Если просто считать главы, которые мы видим, то собор будет девятиглавым. Но четыре из этих девяти глав – это главы приделов. Сам же собор пятиглавый, а изначально и вовсе трехглавый. Та же история и с еще более знаменитым собором Василия Блаженного: мы видим девять глав, но сам собор и вовсе одноглавый, все остальное приделы.