От этого сразу захватывает дух. Могучие стены с огромными круглыми башнями по углам. Вот только что ты ехал по унылому провинциальному русскому городу с пустырями, обшарпанными коробками домов и покосившимися заборами, и тут вдруг будто из ниоткуда возникает вот это.
Стены Кирилло-Белозерского монастыря, вид с озера
Крепостные стены Кирилло-Белозерского монастыря — довольно поздняя постройка. Их возвели в середине XVII века. И пусть вас не смущает экспозиция, посвященная обороне монастыря от польско-шведской армии во время смутного времени, которая расположена в одной из башен: эти грандиозные стены построены сильно позже, и никаких военных действий не застали. Собственно, эти стены — величественные и могучие — с военной точки зрения во время их строительства были уже практически бесполезны. Для артиллерии середины XVII века они — без земляных насыпей и системы наклонов и закруглений (которые гасят энергию ядер) — не преграда. Но эти стены строились людьми, может, и не очень хорошо понимающими в современной фортификации, но зато очень хорошо чувствующими значение и масштаб места, где им довелось работать.
Кирилло-Белозерский монастырь — одно из самых главных русских мест. Важнейший актор доимперской истории России. Причем это касается буквально всех сфер русской жизни и культуры.
От экономики — монастырь на протяжении как минимум двух веков (XVI и XVII) был крупнейшим землевладельцем России, а кроме того контролировал большую часть торговли солью и рыбой. До литературы — тут монахом Ефросином была создана окончательная редакция «Задонщины», и как раз из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря Мусин-Пушкин, судя по всему, украл рукопись «Слова о полку Игореве». И живописи: праздничный чин иконостаса Успенского собора — настоящий шедевр.
И, кстати, именно Кирилло-Белозерский монастырь был центром одного из самых вдохновенных движений в русской религиозной жизни — нестяжательства. Долгое время монахом здесь был Нил Сорский, а его ученики и последователи сохраняли очень большой авторитет, в том числе были даже игуменами. Да, вот такой парадокс, самый крупные земельный собственник России был одновременно центром формирования принципов отказа монастырей и вообще церкви от владения землей и использования чужого подневольного труда.
"Да, вот такой парадокс, самый крупные земельный собственник России был одновременно центром формирования принципов отказа монастырей и вообще церкви от владения землей и использования чужого подневольного труда."
Так вот у кого наши чиновники этого понабрались - одной рукой воровать, а второй бороться с коррцупцией :)))
я тут сложнее причинно-следственные связи. Монастырь, особенно такой большой и влиятельный, не единый организм. Там подвязаются разные монахи, по разному воспринимающие слово Христово и окружающий мир. Одни искренне верили, что богатство монастыря и возможность безбедно кормиться от крестьян дает возможность быть ближе к Господу, другие считали, что это наоборот извращение изначального смысла монашества. Похожий спор был и на Западе...
Большое спасибо!
Какая знакомая картина. Ровно то же самое на Соловках, когда, например, Спасо-Преображенскому собору сносят щипцовую деревянную кровлю и ставят железную четырёхскатную голландскую.
Все нынешние церковные иерархи - это обычные советские фунционеры КГБ. Гос.чиновники. Иного от них было бы странно ожидать
Был приятно удивлен увидев тут статью о Кирило-Белозерском монастыре. Бываем тут семьей регулярно раз в год (включая этот), но все равно видели еще не все - до той же осады Шведами не добрались.
Улучшателям 18-19 веков нужно было бы руки оборвать и известно что сделать. Ладно бы только замазывали - еще же была мода сбивать старые фрески или делать насечки, чтобы новое лучше держалось.